Поиск

Психолого педагогическая характеристика класса: особенности, образец

План общей психолого-педагогической характеристики ученика

Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.

История развития

Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в дошкольном возрасте.

Семья ребенка

Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку.

Физический статус

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.)

Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Координация движений.

Состояние анализаторов (зрение, слух и т. д.)

Наличие хронических заболевание. Утомляемость.

Особенности познавательной деятельности

Внимание. Объем

Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.

Восприятие. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность. 

Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.

Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.

Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания. 

Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Использование приемов запоминания и припоминания.

Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.

Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная)

Индивидуальные особенности памяти.

Особенности речи. Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи.

Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.

Грамматический строй речи.

Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи.

Особенности письменной речи.

Мышление. Особенности анализа и синтеза. Сравнения: правильность и полнота. Наличие многоступенчатого анализа и сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации.

Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое).

Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.

Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.

Понимание главного в тексте, сюжете.

Способность делать самостоятельные выводы.

Эмоционально-волевая сфера

Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек.

Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма.

Наличие дружеских и родственных чувств.

Наличие патологических влечений.

Общеучебные умения и навыки

Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.

Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля.

Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений.

Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Умение подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия.

Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

Особенности усвоения отдельных учебных предметов

Отношение к учебным предметам.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание.

Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию.

Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоятельность.

Особенности личности

Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения.

Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Наличие конформизма.

Социализация личности.

Педагогические выводы и рекомендации

Как написать характеристику на ученика

Рассмотрим то, как должна выглядеть типовая психолого-педагогическая характеристика, составленная на учащегося средней образовательной школы. Содержание характеристики может отталкиваться от того, кто ее требует. Минимальный объем характеристики — 800-900 знаков, максимальный объём не ограничен, причём, как мы сказали выше, характеристика может содержать отчеты о работе со школьником, результаты тестов.

В начале указывают фамилию, имя и отчество ученика, класс, в котором он проходит обучение, характеристику его группы здоровья.
При желании можно указать также наиболее яркие внешние особенности

Получить эти данные можно путем организации беседы как с самим учеником, так и с его родителями.
Не менее важно указать состав семьи ученика, особенности социального статуса, качества взаимодействия.
После этого можно переходить к изучению личностных особенностей ребенка, охватывающих его отношение к учебе (трудолюбие, усидчивость, успеваемость), к окружающим (развитие коммуникативных компетенций, умение общаться со сверстниками и с взрослыми). Данные можно получить как при помощи наблюдения и беседы с ребенком, так и с помощью проективных методик (рисуночных тестов и т

д.).
Психолого-педагогическая характеристика ученика должна содержать информацию о его стрессоустойчивости, уровне развития мышления и речи, эмоциональности, внимании, пунктуальности.
Нужно указать, насколько высок социальный статус ребенка, легко ли он устанавливает социальные контакты.
В конце составления характеристики нужно подвести итог о развитии ученика и соответствии его уровня возрастным особенностям. Даются рекомендации, связанные с воспитанием, обучением и дальнейшим взаимодействием с ребенком.

Характеристика, которая будет передана в стороннюю организацию, пишется на бланке школы, внизу ставится дата и подпись лица, подготовившего ее, подпись директора школы.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

В 10Б классе обучается 25 учеников: 16 девочек и 9 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 11 учеников – 1994 года и 14 учеников 1995 года рождения. Коллектив 10б класса сформирован на основе бывшего 9б класса. 4 ученика поступили из Кашмашской ООШ и 3 ученика из 9в класса Моргаушской СОШ. Нет отцов у Александровой Александры, Кирилловой Татьяны, Кузьминой Марии. Так же живут без отцов Ефремова Света, Иванова Аня.

В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет. В классе хорошая успеваемость практически по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. В классе 5 отличниц и все предпочли остаться в нашей школе для получения среднего образования. Это Волкова Мария, Михайлова Елена, Рыжкова Оксана, Суворова Марина и Евстафьева Ирина.

У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.

Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в классе.

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

Стиль классного руководства:

  • авторитарный: «общение – дистанция», «общение – устрашение»;
  • демократический – «общение на основе общей увлеченности», «Общение на основе дружеского расположения»;
  • либеральный – непоследовательный: «общение – заигрывание».

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования:

  • беседа с классным руководителем, активом;
  • наблюдения на и вне уроков;
  • анкетирование;
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.

Пример характеристики ученика

Характеристика ученицы 1 класса МОУ №2 города N

Афанасьевой Ольги Витальевны

Дата рождения 24.08.2007 г. В школу поступила в 2014 году. Семья неполная. Отец участия в воспитании девочки не принимает. Проживает с мамой, старшим братом, бабушкой и дедушкой.  

О наличии хронических заболеваний и отклонений в физическом развитии информации не имеется.

К учебе относится ответственно, старается, но часто отвлекается, «витает в облаках». В связи с этим страдает внимательность. Высокую активность проявляет часто, но не постоянно. Хорошо запоминает материал, пытается осмысливать и анализировать. Хорошо развито воображение.

Читает ___ знаков в минуту, пишет аккуратно. Стремится тщательно выполнять задания учителя.

Обладает ярко выраженными способностями к рисованию, мечтает заниматься в художественной школе.

Поведение Ольги зависит от настроения. Может быть активной, открытой и общительной, а потом, напротив, стать замкнутой и задумчивой. Склонности к агрессии не наблюдалось.

Ольгу можно охарактеризовать как ученицу средних способностей. Нуждается в постоянном контроле и вовлечении в деятельность. Рекомендуется консультация психолога.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Для большего понимания, как составлять психолого-педагогическую характеристику, приведем пример составления такого документа.

В 10 классе 28 учащихся: 15 девчонок и 13 мальчишек.

Из них 1 ученик ХХХХ года рождения, 1 ученик- ХХХХ года, остальные учащиеся – ХХХХ года рождения.

18 школьников класса проживают в полноценных семьях. Все ученики проживают в дружелюбном семейном климате.

Социальный статус коллектива невысок: 10 детей из неполноценных семей, имеют семьи, у которых родители со вторым браком, а один из родителей проживает в гражданском браке.

Имеются дети из малообеспеченных семей (указать фамилии), у одного учащегося (фамилия) оба родителя инвалиды.

Восемь детей занимаются классе из соседнего микрорайона.

Социальный статус родителей:

  • Служащих — 11.
  • Рабочих — 21.
  • Бизнесменов — 4.
  • Домохозяек — 12.

Образование родителей:

  • Высшее — 15.
  • Средне техническое — 23.
  • Среднее — 10.
  • Неполное — 1.

При общении с родителями и школьниками, и изучения их на протяжении последнего года учебы выявлено, что в классе имеются ученики с ярко выявленным темпераментом холерика, такие учащиеся нуждаются в постоянном наблюдении со стороны педагогов за их поведением (фамилии детей). В тоже время немало флегматиков (фамилии учащихся).

Наличие 2-х типов в одном классе при небольшом числе учащихся спокойного темперамента, вырабатывает определенные проблемы в деятельности преподавателей.

Необходимо заметить, что у 50-55% учеников класса средняя степень интеллектуального уровня.

Трое учеников обладают довольно низкой степенью познавательной и учебной заинтересованностью (фамилии учащихся).

Лишь небольшое число учеников обладает ярко выявленной индивидуальностью, острым мышлением (фамилии детей). Большая часть школьников класса посещают разные кружки и секции.

  • Учащийся 1- посещает школу художников, иностранный язык.
  • Учащийся 2 – посещает группу обучения при ДС «Пионер».
  • Учащийся 3 – занимается самбо.
  • Учащийся 4 – посещает ДЮСШ.
  • Учащийся 5 – в школе музыки.
  • Учащийся 6 – волейбол, гимнастика.
  • Учащийся 7, 8, 9, 10 – являются волонтерами

Часть учеников посещают спортивные секции, участвуют в состязаниях, добивается призовых мест.

Учащийся 11 – завоевал 1-е место по физкультуре в олимпиаде города.

Большинство детей легко контачат с одноклассниками и преподавателями. Имеются ученики, отличающиеся вздорным, драчливым характером, часто конфликтуют – это (фамилии ребят).

  • Учащийся 12 – находится на учете у психиатра. У него неустойчивая психика. Тем не менее он безобиден, в последнее время отличается спокойным характером, не конфликтует.
  • Учащийся 13 – отличается беспокойным нравом, но в последнее время ни с кем не конфликтует, помогает товарищам по классу.

Сверстники игнорируют не всегда адекватное поведение проблемных учеников, стараются с ними находить «общий язык» и заботиться о них. В классе существуют лидеры (как формальные, так и неформальные) – (имена учеников), которых ребята уважают. В классе существует актив, являющийся организатором всех мероприятий: (фамилии учеников). Необходимо отметить, что есть ребята, занимающие пассивную жизнь, с нежеланием принимают участие в мероприятиях школы – (фамилии учеников).

После диагностики степени воспитанности, было определено, что у 16-ти детей хорошая степень воспитанности, у 2-х – высокая, у 11-ти – средняя. Исследование мотивации участия детей в деятельности школы выявило, что только:

  • Учащийся 14 обладает коллективистской мотивацией.
  • Учащийся 15 – обладает престижной, прочие учащиеся обладают личностной мотивацией.

Немаловажную помощь в воспитании детей осуществляют родители: (их имена). В классе существуют часто болеющие дети, пропускающие уроки: (имена детей).  Одиннадцать учащихся класса с плохим зрением, пять –  с сердечными заболеваниями, два аллергика, два астматика, есть ученики с желудочными болезнями.

Основываясь на характеристике класса, необходимо установить приоритетные задания на 2019-2020 учебные годы:

  • Обеспечивать учащимся обширный выбор деятельности для осуществления процесса самоопределения, самореализации и самоутверждения.
  • Стимулировать у учеников тягу к самосовершенствованию.
  • Поощрять процедуру самоуправления в классе.

Исследование класса по методу №2

Тест Тетерского (Дерево с человечками)

Тест помогает ученику определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в коллективе

У каждого из этих человечков на дереве разное настроение, и они занимают различное положение. Для начала определите, какой из них больше всего похож на вас. После этого выберите человечка, на которого вы бы хотели быть похожи.

Расшифровка результатов теста:

Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.

Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.

Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей.

Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.

Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий развлечения.

Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми.

Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.

Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.

Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.

Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.

Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием. По результатам теста Тетерского (Дерево с человечками) 16 человек  выбрали позицию —  комфортно, дружит; 3 человека – проблемный лидер, 2 человека – наблюдатели, 2 человека– в подвешенном состоянии, 2 человека – стремящиеся.Радует то, что нет детей, которые бы выбрали позицию – не хочет быть в коллективе, отверженный, падающий

По результатам теста Тетерского (Дерево с человечками) 16 человек  выбрали позицию —  комфортно, дружит; 3 человека – проблемный лидер, 2 человека – наблюдатели, 2 человека– в подвешенном состоянии, 2 человека – стремящиеся.Радует то, что нет детей, которые бы выбрали позицию – не хочет быть в коллективе, отверженный, падающий.

Исследование класса по методу №1

Метод исследования. Анкета для учащихся

Фамилия, имя ____________________________________________ Класс __________ Возраст ________________

1. Интересно ли тебе на уроках?

______________________________________________________________

2.  Помогает ли тебе учитель, если ты что-то не понял?

______________________________________________________________

3.  Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-то не понятно?

______________________________________________________________

4.  Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?

______________________________________________________________

5.  Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? _______________________________________________________________

6.  Разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания?

_______________________________________________________________

7.  Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _______________________________________________________________

8.  Хотел(а) бы ты другого учителя? _______________________________________________________________

9.  Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:

    • чуткая – равнодушная,
    • заботливая – невнимательная,
    • строгая — мягкая,
    • добрая – злая,
    • справедливая – нечестная.

10. Нравится ли тебе в твоем классе? _______________________________________________________________

Анкетирование учащихся помогает выяснить степень позитивного отношения учащихся 4 «А класса к классному руководителю. Результаты опроса показали в целом высокую степень позитивного отношения к учителю со стороны учеников.

Анкетирование может проводиться анонимно в зависимости от обстановки и целей исследования для начального и среднего звена школы. Желательно учитывать возрастные особенности опрашиваемых.

Обработка данных анкет учащихся 

Ответ «да» по всем вопросам, кроме № 8, оценивается в 1 балл (соответственно ответ «нет» по ним оценивается 0 баллов). По № 8 за ответ «нет» ставится 1 балл, за ответ «да» – 0 баллов. По № 9 подсчитываем сумму первых (позитивных) подчеркиваний (кроме пары антонимов «строгая-мягкая» – по ней позитивным ответом для детей считается выбор «мягкая»). Если она равна 3 и более, то ставим 1 балл напротив № 9.

Таким образом, максимальное среднее показателя позитивности отношения к учителю и к классу равно 1,0 баллу, минимальное – 0 баллов. Также по каждому вопросу подсчитываем групповое среднее по данным всех детей класса, в том числе и по общим суммам по всем вопросам каждого ребенка.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой и членом Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю.Д., Е.Л. и Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера «опасной ситуации».

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.

Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.).

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что коллектив практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Е.Д., Н.Ч., А.Л., А.К.

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися (конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).

У учащихся Е.Д., Н.Ч., А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

Учащимся Ю.Д., Е.Л., С.К., В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.

На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся сформирована учебная мотивация.

Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

Исследование класса по методу №3

Диагностика «Краски»

У учащихся должны быть цветные карандаши, а также листы для диагностики. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребёнок окрашивает предметы в тёмные цвета, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Цвет и настроение

Красный – восторженное, работоспособное, творческое.

Синий – грустное, печальное.

Оранжевый – радостное.

Жёлтый, зелёный – спокойное, уравновешенное.

Фиолетовый – тревожное.

Чёрный – мрачное, крайне неудовлетворённое.

Судя по данной диагностике ребята в основном выбрали яркие цвета, что говорит о позитивном настроении. Раскраска некоторых слов в диаграммах.

Психолого-педагогическая характеристика ученика. Шаблон

  1. ФИО учащегося.
  2. Дата рождения.
  3. Группа здоровья, физкультурная группа.
  4. Родители (ФИО, год рождения, место работы, образование).
  5. Семейные условия и семейные взаимоотношения.
  6. Посещал ли детский сад.
  7. Организационные умения и навыки. (Умеет приготовить учебные принадлежности для уроков, расположить их в нужном порядке, придерживается единых требований к оформлению письменных работ, быстро включается в работу, выполняет указания учителя, соблюдает правильную осанку).
  8. Характеристика психологических особенностей. (Мышление, память, концентрация внимания).
  9. Общеречевые умения. (Темп речи, четкость, выразительность, непринужденность, связанно передает услышанное и увиденное, может сосредоточенно слушать учителя, обращаться с вопросами к учителю и товарищам.)
  10. Общепознавательные умения. (Выделяет в предметах определенные признаки, различает в объекте размер, цвет, форму, умеет найти похожие или различные признаки, делает выводы, обобщения с помощью учителя.)
  11. Контрольно-оценочные умения. (Может найти ошибку на основе сопоставления своей работы с образцом, может оценивать результаты своего труда)
  12. Успеваемость. 

Читает словами (по слогам) тексты правильно, плавно, осознанно с техникой       чтения ___ сл/мин. Делает самостоятельно звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Умеет списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом, делает незначительные ошибки при списывании и письме под диктовку, правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного текста, находит в тексте предложения для ответа на вопросы, следит за своей речью, знает и правильно употребляет в речи вежливые формы обращения. 

Знает табличное сложение и вычитание чисел в пределах 10, умеет читать и записывать числа до 20, умеет измерять отрезки, распознавать геометрические фигуры, умеет решать задачи в одно действие.

Техника письма — ___ зн/мин.

Подводя итоги можно сделать вывод, что успеваемость по основным предметам следующая:

  • математика —
  • русский язык —  
  • чтение  —
  1. Особенности поведения. (В отношениях со сверстниками активен / конфликтен, умеет вежливо обращаться к старшим, к учителю относится уважительно, реагирует на замечания, прислушивается к требованиям учителя, соблюдает принятые правила поведения и общения, владеет собой в ситуациях, требующих повышенного внимания, молчания или ограничения движений, умеет контролировать свои чувства и эмоции).
  2. Внешкольные интересы (кружки и секции, посещаемые во внеурочное время, личные достижения, хобби).

Как составить психологическую характеристику класса

 Любой руководитель класса постоянно сталкивается с составлением плана воспитательной деятельности в классе. К одному из составляющих разделов такого плана относится “Характеристика класса”. Что же нужно отображать при оформлении такого документа? Как написать характеристику?

Напишем пошаговый план составления характеристики:

  1. Вначале необходимо составить список учеников класса, с указанием адреса проживания и контактных телефонов. Далее нужно описать состав учеников, т.е. сколько в классе мальчишек и девчонок и отметить их дату рождения.

Пример:

  • Дата рождения 2010 г. – 18 учеников
  • Дата рождения 2011 г. – 10 учеников
  • Дата рождения 2012 г. – 2 ученика.
  1. Нужно указать число полноценных и неполноценных семей, отобразить неблагополучные и многодетные семьи, а также семьи, у которых родители инвалиды. Все сведения обязаны быть подробными, с описанием фамилий.

Пример:

  • Многодетные семьи – 2 (Ивановы – 4 детей, Петровы – 3 детей).
  • Инвалидные семьи -1 (Данилины – 1 ребенок)
  1. При прибытии в класс нового ребенка, требуется отобразить процесс его адаптации.
  2. В следующем разделе документа необходимо проанализировать психофизическое здоровье учеников с указанием результатов медосмотра, число учеников, относящихся к основной, подготовительной или специализированной группе здоровья. Надо отобразить предложения докторов.

Пример:

Абрамов Валентин – специализированная группа, обладает плохим зрением, рекомендовать первую парту, приближенную к окну.

  1. При наличии среди учеников инвалидов, надо внести эту информацию в характеристику с указанием данных этих учеников, диагноза и назначением доктора. Также надо отобразить, где выполняет домашние задания каждый ученик: дома или в школе. Описать взаимоотношения ребенка-инвалида с родителями и одноклассниками, а также проанализировать соотношение здоровья ученика-инвалида с полученными достижениями в учебе.
  2. Нужно определить качество знаний и навыков учеников с отображением числа отличников, хорошистов, отстающих. Указать число учеников, посещающих кружки, с отображением наименования кружка или секции. Выполнить анализ степени активности, познавательной заинтересованности у детей и отобразить эти сведения по пяти-бальной шкале. Отметить наличие поручений в классе.
  3. В документе необходимо отобразить сплоченность класса, имеются ли микро-группы, по каким интересам формируются, кто лидер группы, какие взаимоотношения с параллельными классами.
  4. Отметить характеристику семей учеников с отображением среднего возраста родителей. Пример:
  • 25-35 лет – 11 семей
  • 35-35 лет – 17 семей
  • 35-45 лет – 13 семей
  1. Отобразить социальный состав семей.

Пример:

  • Интеллигенция – 8 семей
  • Рабочие – 21 семья
  • Пенсионеры – 1 семья
  1. Указать образование родителей.

Пример:

  • Высшее – 9 родителей
  • Среднее – 14 родителей
  • Среднее специальное – 11 родителей
  1. Записать отношение родителей к школе. Нужно перечислить фамилии семей, которые являются членами комитета родителей.

Таким образом, после заполнения всех перечисленных рекомендаций, будет получена полноценная психологическая картина класса.

Основные моменты, которые должны быть отражены в характеристике класса

Как видно из предыдущего раздела, характеристика класса обязана отображать всеобъемлющую информацию о классе. Какие же главные моменты нужно отображать в таком документе?

  • В документе необходимо отобразить главные даты истории образования класса.
  • Важным фактором документа считается отображение мотивации и стремления класса, отображение роли школы и класса в деятельности школьников, их желания участвовать в коллективной деятельности и, как они относятся к таким нагрузкам.
  • Еще один важный момент в оформлении документа – это проведение метода социометрии, позволяющий определить лидеров в классе, выявить активных учеников, понять специфику взаимоотношений сверстников, различие формального и неформального звена класса, и роль активистов класса.
  • Нужно описать ответственность учеников к учебе и труду. Заинтересованы ли дети в общественном труде? Отобразить выражение профессиональной целеустремленности учащихся.
  • В документе обязательно должны быть описаны сведения о дружбе одноклассников. Имеются ли в классе неформальные группы и что их объединяет?
  • Нужно обязательно оценить психологическую атмосферу в классе. Как формируются взаимоотношения между учениками, с родителями, с педагогами и прочими сотрудниками учебного заведения? Описывается климат, царящий в школе и общения между сверстниками. Необходимо отобразить неформальных лидеров, «притягивающих» учеников.
  • При описании климата в классе оценить, обладают ли школьники одинаковым мнением по различным вопросам? Отношение в коллективе к критике и самокритике.

Характеристика класса разных звеньев школы обязана различаться индивидуальными особенностями, выявление которых имеет большое значение для формирования максимально реальной картины коллектива класса. Документ обязан содержать информацию об индивидуально-возрастных качествах каждого учащегося, его поведении и проблемах, появляющихся в период обучения. Характеристика класса обязана отображать данные об активе коллектива и ролей, выполняемых лидерами.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий