Поиск

Функции арбитражного управляющего в банкротстве

Права и обязанности внешнего управляющего

Назначенный судом управляющий в рамках своих полномочий может:

  • контролировать правильность заключения сделок, информировать суд о контрактах, содержащих нарушения законодательства;
  • учитывать кредиторские требования, оспаривать заявления, поданные с нарушением срока или правил их подачи;
  • уведомлять кредиторов о старте процедуры;
  • вести реестр требований в разрезе кредиторов, сумм обязательств должника;
  • принимать все доступные меры для обеспечения сохранности активов;
  • участвовать в заседаниях суда;
  • получать сведения о хозяйственной деятельности должника, необходимые для исполнения предусмотренных федеральным законодательством обязанностей;
  • созывать и проводить собрания кредиторов;
  • отчитываться арбитражному суду о ходе процесса, достигнутых результатах;
  • доказать суду необходимость ликвидации организации или проведения ее финансового оздоровления;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.

Чтобы процедура наблюдения при банкротстве юридического лица проходила в правовых рамках (ст.65-67 закона №127-ФЗ), временный управляющий обязан:

  • добросовестно провести оценку деятельности компании, достоверно оценить перспективы восстановления ее финансовой состоятельности;
  • предоставить суду независимое заключение на основании полученной информации;
  • контролировать действия руководства, учредителей;
  • препятствовать попыткам недобросовестного обогащения со стороны кредиторов;
  • предпринять все дозволенные меры для обеспечения сохранности активов и документации;
  • провести первичное собрание кредиторов, оказать помощь в формировании совета;
  • своевременно доложить суду о проделанной работе.

Если на внешнего управляющего оказывается давление, он обязан сообщить об этом суду.

Назначенный судом независимый эксперт – временный управляющий – решает следующие задачи:

  • контролирует действия ТОП-менеджмента и учредителей компании, чтобы предотвратить фиктивное банкротство;
  • анализирует экономическое состояние организации;
  • контролирует финансовые потоки;
  • формирует список кредиторов;
  • проводит первичное собрание;
  • подготавливает заключение и пакет бумаг для арбитражного суда.

Для выполнения поставленных задач управляющему необходим доступ к бухгалтерской, налоговой отчетности, первичным документам, договорам и прочее. Отказ директора или учредителей снабдить его информацией расценивается как препятствование проведению наблюдения в банкротстве и сокрытие достоверных сведений.

Реестр кредиторов

Составление перечня обязательств организации и проверка их обоснованности – главнейшая задача финансового управляющего. Реестр формируется в течение всего срока надзорных мероприятий, но только кредиторы, заявившие о своих претензиях в первые 30 дней с даты начала процедуры, вправе присутствовать на первичном собрании и влиять на решение относительно судьбы должника.

Итог наблюдения

После завершения процедуры управляющий обязан сформировать пакет документов. В него входят:

  • отчет о проделанной работе;
  • экспертное заключение о перспективах существования фирмы;
  • рекомендации суду для принятия решения;
  • протокол первичного собрания кредиторов.

Каждая из сторон, задействованных в процедуре, имеет свой правовой статус. В зависимости от него она получает определенные права и наделяется обязанностями.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • инициировать признание финансовой несостоятельности;
  • вести текущую деятельность с учетом налагаемых ограничений;
  • знакомиться с заключением временного управляющего;
  • оспаривать не удовлетворяющее фирму решение суда в предусмотренном законом порядке.

При этом он обязан:

  • соблюдать наложенные ограничения;
  • согласовывать свои действия с временным управляющим;
  • не препятствовать его работе, предоставлять запрошенные документы и сведения по первому требованию;
  • оплачивать расходы по процессу.

Кредиторы вправе:

  • подать заявление на внесение в реестр;
  • участвовать в собрании;
  • выбирать управляющего;
  • при необходимости – обжаловать его действия либо бездействие в суде.

При этом они должны:

  • предоставлять управляющему достоверную информацию;
  • документально подтверждать обоснованность требований.

Основания прекращения процедуры несостоятельности

Ст.57 упомянутого выше ФЗ №127 закрепляет перечень оснований, по которым осуществляется прекращение исполнительного производства при банкротстве. Среди них:

  • подписание всеми сторонами мирового соглашения;
  • полное восстановление платежеспособности организации, если это случилось на этапе оздоровления и внешнего управления;
  • выплата всей задолженности кредиторам, включенным в реестр;
  • подтверждение необоснованности требований, предъявленных контрагентом, заявившим о банкротстве задолжавшего лица;
  • отказ контрагента от претензий;
  • отсутствие денег на покрытие судебных расходов и оплату труда управляющего.

Нужно понимать, что указанный список причин не является императивным. Это значит, что перечень может быть дополнен иными нормами права, содержащимися как в данном законе, так и в других. Например, ст.125 данного ФЗ устанавливает возможность прекращения судебного процесса при внесении оплаты по обязательствам должника третьими лицами. Но это должно произойти на этапе конкурсного производства.

Перечислим наиболее частые причины, по которым физлицо или компания признается банкротом и в отношении него начинается взыскание долга.

Внешние обстоятельства:

  • экономический кризис;
  • нестабильность в политике;
  • мировая конкурентная среда.

Внутренние обстоятельства:

  • низкий уровень оборотности капитала;
  • устаревшие технологии и оборудование;
  • вследствие высоких затрат повышенная себестоимость товаров или услуг, что негативно отражается на конкуренции;
  • нестабильные контрагенты и партнеры, что влечет за собой значительную дебиторскую задолженность;
  • большие объемы нереализованных товаров, медленные продажи;
  • оформление невыгодных кредитных сделок с завышенными процентами и нерыночными условиями кредитования.

Причиной исполнительного производства могут быть как внешние, так и внутренние обстоятельства

Причиной для начала исполнительного производства и банкротства граждан и юрлиц становится отказ неплательщика погашать задолженность перед кредиторами на основании судебного решения. Веским основанием для процесса становится заявление взыскателя, на базе которого оформляется документ. В роли последнего выступают:

  • постановление судебного органа;
  • акт суда или прочего уполномоченного учреждения выносить такого рода решения;
  • документ, выданный на базе решений арбитражного и суда общей юрисдикции;
  • надпись, заверенная в нотариальной конторе, о признании существующей задолженности;
  • постановление сотрудника ФССП в РФ и прочие.

Приостановка разбирательства

Закон предусматривает ситуации, в которых возможна приостановка на время судебного разбирательства, связанного с банкротством лица. Основанием может быть:

  • обжалование отдельных судебных актов в установленном порядке;
  • обжалование решений собрания кредиторов;
  • иные факторы, закрепленные в АПК РФ.

Если суд выносит определение, согласно которому дело приостанавливается, тогда у него отсутствует возможность принимать иные процессуальные акты, предусмотренные ст.52 ФЗ №127. Впрочем, это не мешает выносить иные определения по данному разбирательству.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Решение о временной приостановке рассмотрения дела выносит арбитражный суд. Он основывается на заявлении, написанном одной из сторон. Обязательным условием при этом будет наличие законного и обоснованного основания для приостановки.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Соответствующий запрос вправе подать не только кредитор и должник, но и их представители. Однако действовать они должны на основании нотариальной доверенности. Кроме того, при себе им следует иметь уставную документацию организации.

Порядок введения и последствия

Внешнее управление вводится судом по решению собрания кредиторов на срок до 1,5 лет и может продлеваться один раз на полгода по решению суда

Важно учесть, что суммарный срок оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, а введение внешнего управления после финансового оздоровления допустимо только в случае, если с момента ввода финансового оздоровления прошло не больше 18 месяцев

Внешнее управление вводится в следующем порядке:

  1. Управляющий предоставляет отчет по итогам наблюдения или в ходе оздоровления предприятия.
  2. Собрание кредиторов анализирует отчет управляющего, принимает решение о вводе внешнего управления и направляет протокол собрания в арбитражный суд.
  3. Суд проверяет законность решения собрания кредиторов и выносит определение о переходе к внешнему управлению.
  4. Утверждается внешний управляющий.
  5. Управляющий разрабатывает план по восстановлению платежеспособности должника в течение месяца после своего назначения.
  6. Собрание кредиторов утверждает план.

План управления предприятием должен содержать перечень мер по восстановлению финансовой стабильности предприятия, смету сопутствующих расходов, а также сроки восстановления платежеспособности и обоснование таких сроков.

Собрание кредиторов может утвердить план, потребовать устранить недочеты или принять решение о переходе к конкурсному производству. С момента введения внешнего управления наступают следующие правовые последствия:

  • руководство компании должника утрачивает свои полномочия;
  • отменяются все меры, принятые ранее в целях обеспечения требований кредиторов;
  • арест активов допускается только в рамках закона о банкротстве;
  • действие исполнительных листов приостанавливается;
  • замораживается начисление штрафов и пеней за просрочки.

В отношении отстраненных руководителей должника вновь утвержденный управляющий вправе принять одно из следующих решений:

  • уволить;
  • предложить работу в компании, не связанную с управлением;
  • предложить продолжить исполнять свои обязанности в статусе помощника управляющего.

Важно учесть, что руководитель подразделения, оставленный внешним управляющим в должности, не может принимать управленческие решения без подписи управляющего. При увольнении руководители всех уровней должны передать всю документацию, печати и материальные ценности управляющему в течение трех дней.. Органы управления должника при этом сохраняют право принимать следующие действия:

Органы управления должника при этом сохраняют право принимать следующие действия:

  • размещать дополнительные акции и определять их стоимость;
  • ходатайствовать перед собранием кредиторов о дополнительной эмиссии акций и о продаже фирмы должника;
  • определять регламент процедуры собрания акционеров;
  • принимать решение о замещении активов;
  • заключать соглашение с третьими лицами о получении финансовой помощи.

Поданные собранию ходатайства рассматриваются собранием и утверждаются арбитражным судом.

Исполнительные производства по ранее поданным требованиям прекращаются, и выплаты кредиторам начинаются только после восстановления платежеспособности компании или открытия конкурсного производства, если платежеспособность восстановить не удалось

Важно учитывать, что прекращают свое действие только те исполнительные листы, которые были выданы до введения процедуры – если в ходе внешнего управления компания задерживает обязательные платежи поставщикам ресурсов, то они вправе взыскивать средства через суд.. Итогом внешнего управления могут быть восстановление платежеспособности компании и закрытие дела о банкротстве или – при безуспешности принятых управляющим мер – переход к завершающей стадии банкротства – конкурсному производству

Итогом внешнего управления могут быть восстановление платежеспособности компании и закрытие дела о банкротстве или – при безуспешности принятых управляющим мер – переход к завершающей стадии банкротства – конкурсному производству.

Общие положения законодательства об арбитражных управляющих

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ) предусматривает проведение банкротных процедур арбитражными управляющими. Основная задача арбитражного управляющего в деле о банкротстве — максимально соблюсти баланс интересов всех кредиторов и должника.

Арбитражный управляющий, исходя из положений закона № 127-ФЗ, должен:

  • Обладать гражданством РФ.
  • Состоять в саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих — некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих. Сведения о СРО арбитражных управляющих и их составе можно найти на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) или на ресурсе «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».

Основанием для выполнения арбитражным управляющим своих функций является акт арбитражного суда об утверждении управляющего в соответствующей процедуре. Каждая процедура банкротства имеет свою специфику, поэтому арбитражный управляющий на каждой стадии процесса именуется по-разному.

Так:

  • процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий;
  • финансового оздоровления — административный;
  • внешнее управление проводит внешний управляющий;
  • конкурсным производством руководит конкурсный управляющий;
  • банкротство физических лиц сопровождает финансовый управляющий.

Уведомление о введении наблюдения

На начальном этапе арбитражный суд проводит проверку соответствия компании критериям банкротства по сумме и срокам сформированной кредиторской задолженности. Если информация о финансовой несостоятельности должника подтверждается, вводится наблюдение. Инициатором банкротства вправе выступать сам должник, его кредиторы, желающие вернуть собственные средства, либо надзорные органы (если речь идет о неуплате налогов в бюджет).

Собственникам бизнеса и ТОП-менеджерам следует помнить, что провоцирование банкротству в корыстных целях, например, для сокрытия хищений или уклонения от оплаты поставленных товаров (услуг) уголовно наказуемо. Фиктивное банкротство подпадает под действие ст.197 УК РФ. Для руководителей и учредителей компании это чревато привлечением к субсидиарной ответственности и даже вполне реальными тюремными сроками.

В обоих случаях в ходе надзорных мероприятий решаются следующие задачи:

  • формирование реестра кредиторов;
  • оценка суммы предъявленных требований;
  • обеспечение сохранности активов;
  • определение дальнейшей судьбы компании (финансовое оздоровление либо ликвидация).

Если принято решение о ликвидации фирмы, временный управляющий обязан провести общее собрание кредиторов, ознакомить их с первичными результатами, предложить дальнейший план действий по погашению долгов. Очевидно, что от добросовестности и эффективности его действий зависит то, как будет организована процедура, какими окажутся ее итоги. Оптимальный результат достигается, если управляющий и кредиторы преследуют общие цели.

За свою деятельность временный управляющий получает вознаграждение, величина которого зависит от суммы удовлетворенных обязательств. Поэтому он заинтересован, чтобы при банкротстве были максимально учтены интересы кредиторов. Гонорар управляющего указывается в заявлении на банкротство и одобряется арбитражным судом.

Чтобы убедиться в необходимости открытия дела о банкротстве, суд запрашивает у организации финансовую отчетность за предыдущий период. Ее предоставляют в пятидневный срок после получения соответствующего запроса.

По нормам ст.51 закона №127-ФЗ, наблюдение не может длиться более срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно – 7 месяцев. Один из них используется на обоснование необходимости начала процедуры и выбор управляющего, остальные 6 месяцев – на контроль деятельности и подготовку отчета о результатах. На практике длительность мероприятия составляет 4-5 месяцев.

Несмотря на то, что в компанию назначается временный управляющий, установленный порядок работы не меняется. Менеджмент не отстраняют от руководства, документация и печати не изымаются. Однако права директора и учредителей ограничиваются, в частности, они не могут заключать крупные сделки без одобрения управляющего.

Согласно ст. закона №127-ФЗ, если заявление о введении наблюдения признано обоснованным, принимается судебное решение о начале процедуры. В нем указываются:

  • необходимость введения процедуры из-за невозможности должника расплачиваться по обязательствам;
  • Ф. И. О. временного управляющего;
  • срок;
  • порядок определения размера его жалования.

Согласно нормам ст.28 закона №127-ФЗ, действующие и потенциальные контрагенты организации, находящейся под наблюдением, должны быть извещены о ее особом статусе. С этой целью в газете «Коммерсант», выбранной Правительством РФ официальным изданием, следует опубликовать извещение о процедуре внешнего наблюдения над компанией. Помимо этого, соответствующее уведомление направляют:

  • банкам, в которых у должника отрыт расчетный счет;
  • территориальной инспекции ФНС;
  • Фонду социального страхования;
  • Пенсионному фонду;
  • судебным приставам;
  • иным контролирующим органам.

Хотя наблюдение является обязательным этапом процедуры банкротства, в ряде случаев оно не применяется. Это касается ситуаций, когда уже запущен процесс ликвидации компании (процедура здесь бессмысленна). Также мероприятие не применяется к организациям, которые:

  • отсутствуют по известным юридическим и фактическим адресам;
  • ведут хозяйственную деятельность вне правового поля;
  • незаконно привлекают денежные средства контрагентов;
  • имеют правовую форму, отличную от ООО и ИП.

Список источников

  • https://nsovetnik.ru/bankrotstvo/arbitrazhnyj_upravlyayuwij_v_dele_o_bankrotstve/
  • https://rusjurist.ru/bankrotstvo/arbitrazhnyj_upravlyayuwij_v_dele_o_bankrotstve/
  • https://bankrotstvoved.ru/arbitrazhnyj-upravlyayusshij
  • https://probankrotov.ru/fizicheskih-lic/24-arbitrazhnyy-upravlyayuschiy-bankrotstvo-fizicheskih-lic.html
  • http://zataskaem.ru/arbitrazhnye-upravljajushhie-po-bankrotstvu-juridicheskih-lic/
  • https://bankrothelp.ru/fiz-lica/polnomochiya-arbitrazhnogo-upravlyayushheg.html
  • https://sixsotok.ru/%EF%BB%BF%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%BD.html

Подпишитесь на свежие новости

Полномочия и обязанности специалиста

Полномочия внешнего управляющего и его обязанности прописаны в Законе РФ. Он может:

  1. Проводить заключение добровольного соглашения от имени задолжавшего.

  2. Отправлять в арбитраж ходатайство о признании незаконными сделки, которые проведены криминально.

  3. Свободно распоряжаться имущественной базой фирмы, чтобы реализовать составленный план. Исключения составляют крупные сделки, которые согласуются с займодателями.

  4. Проводить отмену исполнения контрактов, которые заключены задолжавшим лицом.

Законодательством определен перечень действий для внешнего управляющего при банкротстве. Должностное лицо обязано:

  1. Взять в управление имущественную базу потенциального банкрота и выполнить инвентаризацию.

  2. Создать план своих действий и утвердить его на собрании займодателей.

  3. Вести бухучет, а также составлять отчеты по финансам и статистике.

  4. Заявлять по закону возражения по поводу предъявленных к потенциальному банкроту требований займодателей.

  5. Взыскивать долги перед задолжавшим лицом.

  6. Составлять перечень требований.

Важнейшая обязанность управляющего – разработать и утвердить план своей работы (срок 30 дней). План должен включать в себя:

  1. Мероприятия, по восстановлению способности задолжавшего выполнять свои финансовые обязанности.

  2. Условия и порядок проведения данных мероприятий.

  3. Расходы на их исполнение и прочие траты потенциального банкрота.

Способность платить по счетам задолжавшего признается восстановленной, если полностью отсутствуют признаки несостоятельности. Утвержденный займодателями план направляется уполномоченному в арбитраж не позже чем через 5 суток с даты сбора кредиторов. Документ обычно состоит из:

  1. Перечня мер по реабилитации.

  2. Условий производства и финансирования мероприятий.

  3. Трат задолжавшего.

  4. Уточнения времени, на протяжении которого способность полноценно рассчитываться с займодателями будет восстановлена, а также обоснование данного периода.

  5. Разделения полномочий собрания, комитета займодателей, которые воздействуют на решения относительно объемных сделок.

Основным моментом для составления плана является то, что прописанные в документации процедуры должны стать причиной, что долги юрлица полностью погасятся. Относительно физлиц этот пункт не применим.

Окончание стадии наблюдения

По завершении процедуры инициативу берет в свои руки арбитражный суд. Его действия регламентированы ст.75 закона №127-ФЗ. Прежде всего, суд не вправе выносить решение о переходе к следующему этапу до проведения первичного собрания кредиторов. После того как собрание состоялось, существует три варианта дальнейшего развития событий:

  1. Переход к процессу финансового оздоровления.
  2. Начало ликвидации фирмы.
  3. Заключение мирового соглашения и отказ от банкротства (возможно на любой стадии мероприятия до вынесения судом решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ).

Если собрание кредиторов не может прийти к единому мнению относительно дальнейшей судьбы предприятия, законодательство позволяет провести еще одно собрание позднее. Однако срок составления и подачи итогового протокола остается прежним – не более 7 месяцев с даты судебного решения. Если повторные сроки истекли, а будущее компании не определено, суд самостоятельно выносит одно из решений:

  • о санации фирмы – если поступило соответствующее ходатайство от учредителей, госорганов либо иных заинтересованных лиц;
  • о переходе к внешнему управлению – если ходатайство не поступило, но есть возможность восстановления платежеспособности компании;
  • о признании финансовой несостоятельности с последующей ликвидацией фирмы.

Вариантов развития событий два – или выносится определение по применению финоздоровления (либо внешнего управления), или же должник сразу признается банкротом и начинается конкурсное производство для распродажи активов в целях покрытия долгов. Также возможно, как и на любой другой стадии, подписание мирного соглашения.

Но может быть и так, что кредиторское собрание по каким-либо причинам не в состоянии прийти к единому мнению и откладывает утверждение решения. Такое не исключено, тогда законодательство дает отсрочку, но с учетом срока по стат. 51, то есть опять же в пределах 7 мес. Если повторно отведенные сроки истекают, а решение собранием так и не принято, суд вправе самостоятельно:

  • Вынести решение о переходе к санации, то есть финоздоровлению – при этом обязательно должны быть ходатайства учредителей фирмы-должника, или же собственников активов УП, или госорганов, или третьих лиц. Кроме того, исполнение обязательств должны быть обеспечены по графику погашения долгов, а начало расчетов состоится не позже месяца с введения санации.

  • Вынести решение о переходе к внешнему определению – такая мера принимается, если есть возможности по реабилитации должника и восстановлению его платежеспособности.

  • Вынести решение об окончательном признании несостоятельности – такие крайние меры принимаются, если возможностей для оздоровления должника нет.

Что это такое

Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.

Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.

Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:

  • имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
  • кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
  • после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.

Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.

Цель и особенности

Несмотря на то, что внешнее управление при банкротстве юридического лица является одним из этапов процедуры признания его неплатежеспособности, его основная задача заключается в максимальном исправлении финансового положения фирмы и погашение долгов в полном объеме.

Особенности процедуры:

  • устанавливается судебным постановлением на ограниченный период – согласно ч.2 ст. 92 №127-ФЗ (Закона о банкротстве), общее время на финансовое оздоровление и внешнее управление не может быть более 24-х месяцев;
  • арбитражный управляющий становится фактическим начальником фирмы, но выносит свои резолюции под присмотром кредиторов;
  • после получения функций руководителя внешний управляющий должен за месяц составить проект по возобновлению прежней состоятельности фирмы и ознакомить с ним кредиторов на общем собрании, где они должны рассмотреть его и одобрить;
  • список финансовых претензий контрагентов актуален в период всей процедуры;
  • внешний управляющий вправе аннулировать соглашения (например, по аренде имущества);
  • договоренности можно оспаривать по особым основаниям, присущим несостоятельности (банкротству);
  • требования контрагентов замораживаются до завершения данного этапа банкротства;
  • после вынесения решения о начале расчетных операций с контрагентами у фирмы есть полгода на погашение всех долгов.

Основное отличие данной стадии банкротства – необязательность. Начинается только по решению суда и лишь в конкретных ситуациях.

Обратите внимание! Внешнее управление вводится как для возврата к прежней состоятельности, так и для общего оздоровления предприятия, а также получения возможности погасить все долги. Процесс внешнего управления начинает официально работать, как только суд утверждает кандидатуру временного управляющего

Она может быть оспорена, но процесс обжалования не предполагает приостановления исполнения решения суда (ч.4 ст. 96 №127-ФЗ)

Процесс внешнего управления начинает официально работать, как только суд утверждает кандидатуру временного управляющего. Она может быть оспорена, но процесс обжалования не предполагает приостановления исполнения решения суда (ч.4 ст. 96 №127-ФЗ).

В чем заключается работа управляющего?

По Закону РФ судебный орган (арбитраж) может назначить ответственного для юрлица, которое находится в стадии рассмотрения дела о банкротстве. Управленческий процесс:

  • помогает вернуть платежеспособность задолжавшего лица;

  • в результате должник сможет рассчитываться с задолженностями и делать выплаты без нарушения графика.

На место лица, руководящего организацией, будет назначен уполномоченный, который составит план по осуществлению мер восстановления работы. Конкурсный управляющий не может быть внешним управляющим, так как его назначают на стадии осуществления конкурса, продажи имущественной базы банкрота.

Главные плюсы и минусы наблюдения

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.

Причины прекращения дела о банкротстве

1. Проблемы финансового характера

Если у организации нет денег на судебные издержки или расходы, а также, чтобы оплачивать деятельность управляющего, разбирательство по делу о ее несостоятельности заканчивается. Прекращение возможно в том числе, когда для дальнейшего разбирательства нужно провести иные процедуры, требующие оплаты. Все это влечет невозможность дальнейшего применения каких-либо мер, а также нецелесообразность подобных действий.

Кроме того, если достигнуты все поставленные производством цели, в законодательстве нет прямого запрета на досрочное завершение разбирательства.

Отметим, что суд может перестать рассматривать дело только после предоставления отчетности, полученной в рамках конкурсного производства.

2. Ходатайство

Когда автором ходатайства является управляющий, ему приходится прикладывать отчеты и иные доказательства, указывающие на невозможность признания компании несостоятельной. К ним относятся, например, документы о полном погашении финансовых обязательств перед контрагентами. Данный факт является одной из причин прекращения производства, как указано в ст.53 ФЗ №127.

Ходатайство может подаваться и контрагентом. Там обычно заявляется о необходимости прекратить разбирательство в связи с его нецелесообразностью.

Что касается самого должника, то к своему ходатайству ему нужно приложить:

  • отчетные документы;
  • обоснование права на обращение в суд;
  • протокол собрания и перечень требований кредиторов;
  • регистрационные документы организации.

3. Мировое соглашение

Прекращение на основании подписания сторонами мировой возможно на любой стадии судебного разбирательства. За основание принимается консенсус, достигнутый за счет взаимных уступок. Основная цель — прекратить судебный процесс.

Мировое соглашение представляет собой добровольный вариант разрешения сложившейся спорной ситуации. Сторонами выступают должник и кредиторы. Кроме того, участниками могут являться и третьи лица, если у них имеется соответствующий правовой статус.

Если кредиторов больше, чем один, согласие о принятии мировой должно выноситься на собрании. Решение считается одобренным, если за него проголосовало простое большинство присутствующих. У должника ответственным за решение является:

  • само физическое лицо;
  • руководитель компании – на этапе наблюдения;
  • управляющий – на стадии внешнего управления;
  • конкурсный управляющий – на этапе конкурсного производства.

Мировое соглашение подписывается сторонами и предоставляется в арбитражный суд. Он, в свою очередь, утверждает данный документ. Расторжение мировой возможно лишь через разбирательство в суде. Обычно это происходит, если должник не выполняет принятые на себя обязательства. В данной ситуации открывается новый судебный процесс.

  1. Проблемы финансового характера
  1. Ходатайство
  1. Мировое соглашение

Ограничения, действующие при наблюдении

Компании в период проведения надзорных мероприятий запрещено:

  • менять состав учредителей;
  • заключать крупные сделки стоимостью более 5% активов фирмы;
  • выплачивать дивиденды;
  • открывать новые филиалы;
  • менять организационную структуру;
  • выпускать ценные бумаги;
  • перепродавать собственные акции.

Ст.64 закона №127-ФЗ определяет порядок действий компании, в отношении которой осуществляется наблюдение. Здесь приведен перечень запретов при заключении сделок:

  • подписание контрактов на отчуждение имущества стоимостью свыше 5% суммарных активов фирмы (без согласования с управляющим);
  • получение, выдача займов, отчуждение имущества, продажа, покупка ценных бумаг;
  • изменение правовой формы бизнеса путем слияния, присоединения, разделения, выделения;
  • создание новых юрлиц, открытие/закрытие филиалов;
  • эмиссия облигаций;
  • распределение чистой прибыли, начисление/выплата дивидендов;
  • выкуп размещенных акций, выход учредителей из общества;
  • участие в объединениях юрлиц (ассоциациях, холдингах, саморегулируемых организациях);
  • подписание договоров простого товарищества.
  • По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
  • По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст. 64).
  • По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64).
  • По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
  • По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).
  • По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
  • По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
  • По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
  • По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).

По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий