Поиск

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Когда начнут наказывать?

Перечисленные законы приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом. Во всех трех документах указано, что они вступают в силу со дня своего официального опубликования.

Каждый из них уже опубликован на портале правовой информации. Таким образом, можно считать эти законы вступившими в силу.

МВД уже отчитывается о количестве нарушителей у себя на сайте. Но пока для их преследования используются не новые нормы КоАП, а действующие статьи – 18.8, 19.4, 19.5. Всего к 1 апреля составлено 1250 административных протоколов на тех, кто прибыл из-за рубежа и не ушел на двухнедельный карантин по предписанию Роспотребнадзора.

С теми, кто нарушает режим самоизоляции, пока просто проводят разъяснительную работу. Жителей информируют о действующих мерах, но не наказывают.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение Закона №2300-1

Ст. 43 Закона определяет несколько видов ответственности за нарушения в зависимости от степени тяжести: гражданско-правовую, административную и уголовную.

Рассмотрим варианты гражданской ответственности более подробно:

Меры

Нарушение

Основание

Взыскание неустойки или пениНарушение сроков, указанных в договоре с покупателемСт. 23 Закона №2300-1
Истребование штрафа и неустойкиОтказ от выполнения правомерных требований клиентаСт. 13 Закона №2300-1
Компенсация морального ущербаПричинение нравственного и морального вреда покупателюСт. 15 Закона №2300-1
Возмещение убытковОказание услуги или продажа некачественного товара, если это повлекло убытки у покупателяСт. 13 Закона №2300-1
Возмещение ущерба имуществуПредоставление недостоверной информации о товаре и иное деяние, повлекшее нанесение вреда имуществу потребителяст. 1095 ГК РФ
Замена товара на аналогичный, возврат денег, замена продукции на товар такой же маркиПродажа некачественного товара, если впоследствии обнаруживаются недостаткиСт. 18 Закона №2300-1
Бесплатное устранение дефектов или оплата работы другого лица над ними, а также соразмерное уменьшение стоимостиНекачественное оказание услуги или продажа продукции с «браком»Ст. 18 и 29 Закона №2300-1
Повторное выполнение работы или бесплатное изготовление аналогичной вещиНаличие недостатков у товара или оказанной услугиСт. 29 Закона №2300-1

Чтобы разобраться с вопросом привлечения к гражданско-правовой ответственности, достаточно ознакомиться с практическим примером:

Савельев Р.Н. приобрел в магазине кроссовки стоимостью 10 000 руб. Через три дня он заметил дефект в подошве и отправился к продавцу, чтобы поменять товар. Обувь не является сложной продукцией, поэтому в данной ситуации ему должны были вернуть деньги или заменить товар на аналогичный.

Продавец не выполнил просьбу Савельева Р.Н., несмотря на то, что тот обратился практически сразу же после покупки и представил все чеки. Тогда гражданин написал претензионное письмо на имя руководителя магазина, но в указанный срок ответа не поступила, действия по удовлетворению требований покупателя не произведены.

Получив устный отказ, Савельев Р.Н. составил письменную жалобу в Роспотребнадзор. Ответ поступил через 10 дней, и спустя неделю была проведена проверка по обращению.

В результате руководитель магазина был привлечен к гражданско-правовой ответственности: на него составили предписание об устранении нарушений в определенный срок.

Что является нарушением бюджетного законодательства?

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции. Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом

Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Законные удержания из заработной платы сотрудника

Трудовое законодательство содержит перечень оснований, когда удержания из заработной платы работника допускается производить вполне законно. Так, ежемесячно из заработка сотрудника удерживается НДФЛ в размере 13%. Работодатель выступает налоговым агентом и не вправе не производить налоговые удержания.

Если своими действиями сотрудник причинил работодателю прямой материальный ущерб, то с него допускается взыскать указанную сумму. При этом действует ограничение: материальный ущерб взыскивается в пределах среднемесячного заработка сотрудника за последние 12 месяцев.

Исключение составляют случаи, когда с работником подписан договор о полной материальной ответственности, работник добровольно согласился погасить ущерб в полном размере, ущерб был причинен преступными деяниями и пр. В таких ситуациях с работника взыскивается весь причиненный ущерб, который не ограничен его средним заработком.

При этом ежемесячно из заработной платы сотрудников допускается производить удержания в счет погашения ущерба сумму в размере не более 20% от его зарплаты.

Также из заработка работника могут производиться удержания по исполнительным листам и судебным решениям. Речь может идти об административных штрафах, задолженностям по коммунальным платежам, кредитам, алиментам и пр.

Помимо этого, на основании ст. 137 ТК из зарплаты допускается удержать сумму неотработанного аванса, неиспользованные командировочные, излишне начисленные зарплатные доходы, компенсации неиспользованного отпуска и пр. При этом на удержание указанных сумм нужно получить согласие от работника.

Путин подписал новые законы на фоне эпидемии. Зачем они понадобились властям?

Президент РФ Владимир Путин подписал 1 апреля несколько законов, которые позволяют:

1) правительству и региональным властям устанавливать правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями во время режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (текст документа);

2) штрафовать тех, кто нарушит эти правила (текст документа);

3) уголовно наказывать тех, кто в нарушение санитарно-эпидемиологических правил создаст угрозу массового заболевания людей или массово заразит их по неосторожности, а также уголовно наказывать за распространение фейков об эпидемии и о мерах по борьбе с ней (текст документа). Эти изменения в законодательство решили внести в условиях пандемии COVID-19

Ранее для сдерживания коронавирусной инфекции власти в российских регионах уже вводили различные ограничения. В частности, во многих субъектах обязали всех граждан соблюдать режим самоизоляции

Эти изменения в законодательство решили внести в условиях пандемии COVID-19. Ранее для сдерживания коронавирусной инфекции власти в российских регионах уже вводили различные ограничения. В частности, во многих субъектах обязали всех граждан соблюдать режим самоизоляции.

Однако довольно быстро возник вопрос, есть ли у этих ограничений основания с точки зрения закона. Теперь, когда приняты новые нормы, – да, есть.

Дело в том, что из-за распространения коронавирусной инфекции во всех регионах России введен режим повышенной готовности.

А подписанный Путиным закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» как раз позволяет федеральным и региональным властям вводить правила, которые граждане обязаны соблюдать во время режима повышенной готовности.

Еще два подписанных президентом закона – «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» – позволят штрафовать граждан за несоблюдение этих правил, а также лишать свободы за массовое заражение людей и распространение фейков о коронавирусе и мерах по борьбе с ним.

Таблица штрафов за административные правонарушения

Для систематизации полученной информации мы решили описать наиболее частые правонарушения в формате таблиц. Для начала, рассмотрим те из них, что наказываются по КоАП РФ.

Сумма штрафа в тысячах рублей

Нарушение

Должностное лицо, ИП

Фирма

Нарушение требований любой статьи ТК (кроме перечисленных ниже)

1-5

30-50

Допущение к работе лица без согласия на это директора

10-20

Нарушения при заключении трудового договора.

10-20 (5-10)

50-100

Нарушение охраны труда

2-5

50-80

Нарушение сроков аттестации рабочих мест

5-10

60-80

Допущение к работе сотрудника, который не прошёл инструктаж по ТБ или не предоставил медсправку, если это требуется.

20-30

100-150

Нарушение срока или порядка выдачи средств защиты (маски, респираторы, спецовки и т.п.)

20-30

130-150

Нарушение режима труда и отдыха водителей

1-3

Уклонение от заключения или изменения условий коллективного договора (в том числе нарушение сроков)

1-3

1-3

Увольнение бастующих (или за трудовые споры)

4-5

4-5

Более подробно условия штрафов изложены в статьях 5.27-5.34 КоАП РФ.

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

Согласно ст. 362 ТК РФ, к ответственности за нарушение трудового законодательства могут привлекаться не только руководители и должностные лица организаций, но и работодатели – физлица. Ст. 419 ТК РФ определяет пять разновидностей такой ответственности. Для удобства восприятия представим их в виде таблицы:

Наименование

Описание

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Наказание работодателя за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ:

  • Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или денежный штраф в сумме до 50 тыс. руб. Повторное нарушение предусматривает взыскание до 70 тыс. руб.
  • Уклонение от оформления трудового договора — до100 тыс. руб., 200 тыс. руб. при повторном нарушении.
  • Нарушения по выплате зарплаты — до 50 тыс. руб. и до 100 тыс. руб. при повторном проступке.

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства

  • Необоснованный отказ в приеме на работу или при увольнении женщины в положении или являющейся матерью ребенка до 3 лет по ст. 145 УК РФ предусматривает штраф до 200 тыс. руб., обязательный труд 360 часов.
  • По ст. 143 УК РФ нарушение требований охраны труда, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть – штраф до 400 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы до 5 лет, в зависимости от тяжести преступления.
  • Отсутствие зарплаты от 2 месяцев чревато привлечением к ответственности по ст. 145. 1 УК РФ и, в зависимости от степени вины руководителя, грозит ему штрафом и запретом занимать определенные должности на различный срок.

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Наказание может быть определено в следующем виде:

  • за незаконное лишение возможности работать (ст. 234 ТК РФ) взыскивается моральный вред по ст. 237 ТК РФ;
  • возмещение ущерба имуществу трудящегося согласно ст. 235 ТК РФ;
  • по ст. 236 ТК РФ за задержку зарплаты дополнительно выплачиваются проценты в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки.

Дисциплинарная ответственность

Наказания выражены в замечаниях, выговоре или увольнении по основаниям, утвержденным ст. 192 ТК РФ.

Гражданско-правовая

Согласно ст.ст. 15 и 151 ГК РФ, ущемленный сотрудник может требовать:

  • полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное;
  • получения компенсации морального вреда через суд.

Примером гражданско – правовой ответственности будет подача иска в суд о восстановлении прав и компенсации морального вреда по причине дискриминации (ст. 3 и 391 ТК РФ).

Суммы наказаний различны, в зависимости от выявленного нарушения.

Нарушение пятое, самое чистое в трудовом договоре нет условия о норме выдачи мыла

Такое нарушение требований к содержанию трудового договора заслуживает отдельного упоминания, несмотря на то, что тоже относится к четвертому нарушению.

В силу пункта 9 Стандарта безопасности (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.10 № 1122н) в трудовом договоре должны быть указаны нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Это требование касается не только производственных рабочих. Мыло полагается, даже если работы связаны с легкими загрязнениями (п. 7 Стандарта безопасности). К ним также относится работа с компьютерами и офисной техникой. В данном случае работнику полагается 200 г твердого (мыло туалетное) или 250 г жидкого мыла в месяц.

Компании регулярно получают штрафы и предписания за невыполнение этого требования. Поэтому стоит внести изменения в трудовые договоры. Некоторые компании разрабатывают положения о порядке выдачи таких средств. Например, выдают их на рабочих местах.

Список источников

  • lubnitsa.ru
  • i.Factor.ua
  • ladyjurnal.ru
  • bouncekitchen.ru
  • adm-pravo.ru

Ответственность работодателя за штрафные санкции

Вновь напомним, что, согласно ТК, все штрафы на работе незаконны. Работника можно только обязать компенсировать убытки предприятия, случившиеся по его вине, а также лишить премии частично или полностью.

Таким образом, начисление штрафов за прогулы или опоздания может стать причиной привлечения к ответственности самого работодателя, согласно статьям КоАП. Признаем, что часто сложно доказать факт начисления штрафа на сотрудника. Многие предприятия используют гибкую систему вычетов и премиальных, которая позволяет наказывать сотрудников рублем.

Однако, если сотрудника регулярно лишают премии, он уверен, что работодатель нечестно себя ведет и занижает его доходы, он всегда вправе обратиться в суд. Но для того, чтобы получить не только материальную, но и моральную компенсацию, следует запастись доказательствами, в том числе бухгалтерскими справками, коллективным договором и так далее.

Размер штрафов за нарушение режима самоизоляции

На данный момент действующее законодательство предусматривает штрафы для граждан, нарушивших санитарные правила и предписания, которые могут варьироваться от 15 до 40 тысяч рублей. Размер санкции зависит от последствий, к которому привело правонарушение. Если проступок повлек за собой смерть другого человека, штраф может составить до 400 тысяч рублей. При этом в ходе судебных разбирательств будет установлено, нет ли уголовного правонарушения в деянии. Новые изменения внесены в качестве дополнения к статье 6.3 предусматривающей наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической обстановки. В ней появились две новые части. Так, граждан будут привлекать к ответственности за различные проступки, которые привели к угрозе распространения опасного заболевания.

Вторая статья под порядковым номером 20.6.1 может привести к штрафу в размере от  1 до 30 тысяч рублей. В данном случае предусмотрено наказание для граждан, которые не выполнили правила поведения во время чрезвычайной ситуации или привели к угрозе ее возникновения.

Поправки не конкретизируют, о каких именно нарушениях может идти речь. В законе, описывающем условия санитарно-эпидемиологического благосостояния граждан, есть четкое определение термина «Карантин». Но власти не объявляют чрезвычайную ситуацию подобного характера. Кроме этого, до сих пор не выделено слово «самоизоляция», которое используется лишь в населении и чиновниками, но не имеет законных оснований. Согласно 27-й статье Конституции российской Федерации каждый гражданин имеет право свободно передвигаться страной. Это право может быть ограничено лишь в случае, если в стране будет введен режим чрезвычайного положения. Подобная ситуация описана в отдельном федеральном законе. Но на такой шаг Президент пока не решился.

Федеральный закон, принятый 1 апреля 2020 года вносит изменения в КоАП. Документ под порядковым номером 99-ФЗ1 предусматривает введение административной ответственность при нарушениях законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период режима чрезвычайной ситуации или в ситуации, когда существует риск распространения опасного недуга. Также нормы закона действуют, если были введены ограничительные мероприятия, в перечень которых включен и карантин. В перечне правонарушений указано также несвоевременное выполнение требований государственного органа, ответственного за государственный санэпиднадзор. Согласно поправкам, которые были внесены в статью 6.3 КоАП, нарушения законодательства предусматривают следующим административные санкции:

  1. для граждан штраф составит от 15 до 40 тысяч рублей;
  2. для должностных лиц — в размере от 50 до 150 тысяч рублей;
  3. для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 150 тысяч рублей либо прерывание их деятельности термином до 90 суток;
  4. для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей либо приостановление деятельности термином до 90 суток.

В будущем обновленная статья может получить ряд других дополнений, которые будут повышать ответственность за аналогичные действия или бездействие. Они будут наказывать граждан, чьи действия повлекли вред для здоровья окружающих или их смерти, если они не предусматривают уголовного наказания.

В главе 20 КоАП РФ теперь появилась новая статья 20.6.1, согласно которой административное наказание предусматривается за нарушение режиме самоизоляции. К примеру, это может быть невыполнение введенных правил поведения при введении режима чрезвычайной ситуации на конкретной территории, где возникает угроза распространения заболевания. Лицо будет вынуждено отвечать за свои поступки согласно КоАП, если его действия описаны в кодекса административных правонарушений (учитывая последние правки). Таким образом, каждый гражданин Российской Федерации, нарушивший нормы, предусмотренные законом, заплатит от 10 до 50 тысяч рублей. В случае с должностными лицами ответственность возрастает до уровня 10-50 тысяч рублей. Индивидуальным предпринимателям оплошность обойдется в 30-50 тысяч рублей, тогда как юридические лица заплатят штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей. Если действия или бездействие, которые привели к причинению серьезного вреда здоровью или смерти человека, будет предусмотрено более серьезное наказание. В той же ситуации окажутся и «рецидивисты», которые злостно не выполняют действующее законодательство.

Нарушение в оформлении трудовых отношений

Контролирующие органы придирчиво относятся к оформлению трудовых отношений. Главным образом это направлено на борьбу с неоформленными работниками. Соответственно и размеры штрафов за проступок в оформлении трудовых отношений очень большие.

Однако даже добросовестные работодатели могут попасть на штрафной крючок за нарушение в оформлении трудовых отношений. За что именно и в каких размерах? Узнайте из табл. 1 и 2.

Таблица 1. Размер финансовых санкций за нарушение в оформлении трудовых отношений

Вид нарушения трудового законодательства

Нарушаемая норма права

Штраф для работодателя

1) фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта):

• неоформление с работником трудового договора, в том числе неоформление трудового договора в письменной форме при условии, если соблюдение письменной формы договора является обязательным(1)

111690 грн.

(30 МЗП)

• неоформление приказа или распоряжения собственника или уполномоченного им органа о приеме на работу

111690 грн.

(30 МЗП)

• неподача органам Государственной фискальной службы Уведомления о приеме работника на работу по форме, приведенной в приложении к постановлению КМУ от 17.06.15 г. № 413

111690 грн.(2)

(30 МЗП)

2) оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное в учреждении

111690 грн.

(30 МЗП)

(1) О случаях, когда трудовой договор обязательно заключается в письменной форме, указывается в ч. 1 ст. 24 КЗоТ.

(2) Гоструда придерживается позиции: если при трудоустройстве работника работодатель заключил с ним трудовой договор и издал приказ (распоряжение) о приеме на работу, но не подал Уведомление о приеме работника на работу, то такое нарушение этим контролирующим органом рассматривается как фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта). Следовательно, при такой позиции работодателю грозит штраф в размере 111690 грн. за каждого работника, в отношении которого совершено такое нарушение (абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а должностным лицам учреждений — админштраф в размере (общий случай) от 8500 до 17000 грн. (ч. 3 ст. 41 КоАП).

Однако сейчас существуют судебные решения, согласно которым неподача Уведомления о приеме работника на работу при наличии заключенного трудового договора и приказа о приеме на работу рассматривается как нарушение других требований трудового законодательства. Тогда за неподачу Уведомления о приеме работника на работу работодателю грозит штраф в размере 3723 грн. (абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а должностным лицам учреждения — штраф в размере (общий случай) от 510 до 1700 грн. (ч. 1 ст. 41 КоАП). К сожалению, такой «лояльный» штраф придется отстаивать в суде, а это сопровождается судебными расходами.

Таблица 2. Размер админштрафов за нарушение в оформлении трудовых отношений

Вид нарушения трудового законодательства или законодательства о занятости населения

Нарушенная норма права

Штраф для должностного

лица учреждения

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства

Ч. 3 ст. 24 КЗоТ,

От 8500 до 17000 грн.

(от 500 до 1000 нмдг)

Повторное на протяжении года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию

От 17000 до 34000 грн.

(от 1000 до 2000 нмдг)

Здесь также отметим, что размер финансовых санкций за нарушение в оформлении трудовых отношений приведен в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

Подчеркнем: штраф, предусмотренный этой нормой, налагается за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. А вот размеры админштрафов за нарушение в оформлении трудовых отношений определены в ч. 3 и 4 ст. 41 КоАП.

Штрафы трудовой инспекции

За нарушения трудового законодательства предусмотрены штрафы трудовой инспекции. В большинстве случаев поводом к возбуждению дела об административном правонарушении выступает жалоба в трудовую инспекцию. Или результаты проведенной Государственной инспекцией труда (ГИТ) проверки. Поэтому руководитель 

За что могут назначить штрафы трудовой инспекции 

Перечень действий, которые нарушают трудовое законодательство, достаточно обширен. А ответственность устанавливает ряд статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Многие из которых содержат деяние, которое описано общими словами – нарушение законодательства. Что, разумеется, существенно расширяет возможность назначить штрафы трудовой инспекции. 

Первая наиболее “популярная” в практике статья это 5.27 КоАП РФ. Нарушения трудового законодательства и иных правовых актов, которые содержат нормы трудового права (часть 1). Части 3,4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ содержат специальные составы. За наиболее грубые нарушения трудового законодательства:

  • фактическое допущение к работе без заключения трудового договора лицом, которое не уполномочено на это работодателем (ч. 3)
  • уклонение от заключения трудового договора (ч. 4)
  • заключение гражданско-правового договора (договора подряда, возмездного оказания услуг) вместо трудового (ч. 4)
  • невыплата, неполная выплата заработной платы, иных трудовых выплат (ч. 6)
  • установление заработной платы менее МРОТ (ч.6).

Статья 5.27.1 КоАП РФ перечисляет объективные стороны нарушений в сфере охраны труда. Часть 1 – общая, это любые нарушения нормативных требований охраны труда. Специальные составы:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (ч. 2)
  • непроведение специальной оценки условий труда (ч. 2)
  • допуск работника к труду без прохождения в установленном порядке обучения, без проверки знаний требований охраны труда (ч. 3)
  • допуск работника к труду в отсутствие обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического (в течение трудовой деятельности) медицинского осмотра, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3)
  • необеспечение работника средствами индивидуальной защиты (ч. 4, работы с вредными условиями труда и т.п.)

Кроме того, штрафы трудовой инспекции соответствующий орган выносит по ст. 5.28-5.34 (коллективные договоры, споры), ст. 14.54. (применяется в отношении организации, которая проводит специальную оценку условий труда), ст. 15.34 (сокрытие страхового случая – несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний).

За нарушения в сфере труда установлена уголовная ответственность – при наличии состава преступления.

Штрафы трудовой инспекции по результатам проверки

Проверка ГИТ – испытание для любого работодателя. Дело все в том, трудовая инспекция может провести проверку и потребовать документы за любой период деятельности. Разумеется, за исключением документов, срок хранения которых истек.

Проверка ГИТ может быть плановой (смотреть сайт ГИТ, где этот план на год размещен) и внеплановой. С 01 июля 2018 г. при проведении всех плановых проверок инспекторы труда используют проверочный лист. Он содержит список контрольных вопросов. И предмет плановой проверки ограничен этим кругом вопросов. Предмет внеплановой проверки всегда определен. 

По результатам проверки ГИТ выносит акт проверки. И возможно, предписание об устранении нарушений. Невыполнение в срок требований предписания образует состав административного правонарушения. По ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ. 

Привлечение к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства – общий. То есть возбуждение, рассмотрение дела проходит по правилам КоАП РФ.

Работодатель или его представитель при наличии доверенности по административным делам вправе ходатайствовать о малозначительности деяния.

Или требовать замены административного штрафа трудовой инспекции на предупреждение. 

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий