Поиск

Сроки рассмотрения обращений граждан

Какова ответственность в случае нарушения порядка рассматривания обращения граждан?

В случае несоблюдения порядка рассмотрения жалоб, предложений или заявлений, поступивших от граждан, чиновники, которые представляют государственные или муниципальные структуры, согласно ст. 15 обязаны нести ответственность согласно нормам действующего в России административного права.

Важно: в данном случае ответ перед законом чиновник понесет согласно положениям ст. 5.59 КоАП РФ, которая влечет за собой выплату виновным в нарушении алгоритма обращения суммы штрафа в объеме от 5 000 до 10 000 рублей.. Ведение вопроса об ущемленных правах при помощи жалобы, заявления или предложения – процедура несложная, но обременительная в плане переадресации из одной инстанции в другую, если поднята многовекторная проблема

Не спешите бороться с бюрократическими подвохами и проволочками в одиночку – обратитесь к поддержке профессионального юриста

Ведение вопроса об ущемленных правах при помощи жалобы, заявления или предложения – процедура несложная, но обременительная в плане переадресации из одной инстанции в другую, если поднята многовекторная проблема. Не спешите бороться с бюрократическими подвохами и проволочками в одиночку – обратитесь к поддержке профессионального юриста.

Права гражданина

Поскольку сотрудники государственных органов могут по-разному относится к формату обращения «рядовых» граждан, необходимо иметь четкие представления о своих правах. Итак, лицо, направляющее обращение, обладает правом на следующие действия:

  • прикрепление к обращению сопроводительной документации и каких-либо иных материалов, подтверждающих информацию в бумаге, либо раскрывающих ее более подробно;
  • ознакомление с документацией, которая имеет точки пересечения с содержанием обращения. Предоставление дополнительной информации осуществляется только в тех случаях, когда таковые данные не нарушают прав и интересов людей, упоминаемых в обращении. Также эта информация не должна содержать в себе тайны, находящейся под охраной ФЗ;

  • получение ответа в письменной или устной форме (в зависимости от типа обращения). При этом ответ должен содержать пункты, которые находились в самом обращении и не распространяться на посторонние темы;
  • оповещение адресанта в тех ситуациях, когда получатель обращения приходит к решению переадресовать обращение в другой орган, который обладает соответствующей компетенцией в поставленном вопросе;
  • направление жалобы в вышестоящие инстанции – в том случае, если адресат не смог ответить на вопрос, содержащихся в обращении, или не смог принять решение для урегулирования конфликтной ситуации;

  • прошение о прекращении рассмотрения по направленному обращению – в том случае, если вопрос решился раньше помощи со стороны адресата или оказался исчерпан по другим причинам.

Более подробно о правовых основаниях направления обращений можно прочесть ниже.

Правовые основы письменных обращений

Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ 59 ФЗ

Нередко в госорганы поступают обращения оскорбительного, нецензурного характера, содержащие брань, а также анонимные обращения. 

Анонимные и повторные

Анонимные сообщения не содержат фамилии обратившегося лица, адреса для направления ответа. Государственный орган освобождается от обязанности давать ответ на анонимное обращение. Если же оно содержит сведения о преступлении, они подлежат проверке.

По содержащим оскорбительные или нецензурные высказывания обращениям гражданину указывается на недопустимость подобного, само же обращение может не рассматриваться по существу.

Если в обращении текст или почерк не позволяет установить содержание, об этом сообщается адресату в 7-дневный срок со дня регистрации.

При неоднократных обращениях госорган выясняет:

  • направлялось ли оно в компетентный орган неоднократно;
  • идентичны ли поднимаемые вопросы;
  • давались ли ответы на все вопросы;

При признаках неоднократного обращения переписка может быть прекращена на законном основании. Об этом уведомляется заявитель неоднократного обращения.

Сроки

Закон устанавливает 30-дневный срок для работы с обращением со дня его регистрации. Он продлевается руководителем органа, рассматривающим обращение.

Контроль над рассмотрением обращений и ответственность

Контроль над сроками, качеством рассмотрения, принятыми мерами осуществляется как внутри органа, так вышестоящими органами и должностными лицами, а также органами прокуратуры.

Положения ФЗ-59 обязательны для соблюдения всеми государственными и муниципальными инстанциями. Устанавливая строгий порядок регистрации обращений, сроки рассмотрения, обязательный внутриведомственный контроль за ходом работы с обращениями граждан, государство обеспечивает механизм ответственности чиновничьего аппарата перед гражданами государства, правовой барьер произволу бюрократии госаппарата.

Личный прием граждан

Личный прием предполагает непосредственное взаимодействие между должностным лицом и гражданином, имеющим определенные претензии или предложения. Прием таких людей осуществляется представителями тех или иных органов, а именно – представителями, обладающими соответствующими полномочиями. Данные о том, в какие дни и часы осуществляется прием граждан вывешивается в самих госорганах или на их официальных сайтах.

Прием граждан осуществляется в установленные часы

Личный прием имеет следующие особенности:

  • информация, излагаемая гражданином в процессе взаимодействия с должностным лицом, переносится в карту личного приема;
  • если проблема, с которой пришел гражданин легко решаема и не требует привлечения дополнительных сотрудников, ответ предоставляется обратившемуся сразу;
  • если проблема требует дополнительных разбирательств, гражданину впоследствии направляется ответ в письменной форме, где содержится краткий отчет о проделанной работе.

Гражданин может встретить отказ в рассмотрении обращения только при том условии, что ранее ему уже предоставлялась исчерпывающая информация по данному вопросу.

Основные положения и характеристика

Основу ФЗ-59 составляют неотъемлемые права граждан и их объединений обращаться к государству, а также обязанности госорганов по рассмотрению и реагированию на обращения.

Формы

Устанавливаются две формы обращений:

  • личное обращение (оставляется непосредственно на приеме в госоргане, на приеме у должностного лица);
  • письменное (направляется адресату почтой, вручается нарочным и т.д.);

К письменному виду относится и электронное обращение.  Государство развивает и продолжает внедрять эффективную систему электронного правительства.

Наиболее масштабно она реализуется через ресурс Госуслуг.  Существуют электронные ресурсы различных ведомств, где гражданин может оставить свое обращение (Федеральная Служба Судебных Приставов, и т.д.)

Граждане могут реализовать конституционное право на обращение :

  • индивидуально (от одного конкретного лица);
  • коллективно (от группы лиц);

В некоторых законах субъектов РФ содержится понятие «петиция» — особый вид коллективного обращения граждан с законодательной инициативой. Оно может быть принято на митинге, собрании и подписано всеми его участниками.

Закон устанавливает требования к содержанию письменного обращения.  Оно обязательно содержит:

  • госорган, которому адресовано сообщение, или должностное лицо, адрес госоргана;
  • данные заявителя, его адрес, контактные телефоны;
  • суть проблемы, доводы, просьбы и предложения;
  • дата обращения;
  • копии любых документов и материалов в обоснование доводов;

Электронные обращения адресуются в электронные приемные государственных органов. Оно должно включать:

  • полное фамилию, имя, отчество заявителя;
  • адрес электронной почты и почтовый адрес заявителя;

Устные обращения принимаются через личный прием гражданина руководителем или уполномоченными лицами госоргана или госучреждения.  Адресатом обращения выступает госорган (не его должностное лицо).

Права заявителя-гражданина

Подав обращение в любой госорган или должностному лицу, заявитель имеет право:

  • дополнительно приобщать документы, относящиеся к теме вопроса;
  • ознакамливаться с материалами (кроме составляющих гостайну);
  • быть письменно уведомленным о результатах рассмотрения его обращения;
  • направлять вышестоящим инстанциям или в суд жалобы на действия(бездействия) должностного лица(госоргана), рассмотревшего обращение;
  • отозвать свое обращение;
  • осуществлять свои права через представителя;

Этапы рассмотрения

Закон устанавливает, что рассмотрению обращения предшествуют этапы его направления и регистрации.

Направление означает, что адресатом обращения выступает уполномоченный госорган или должностное лицо. 

О перенаправлении по подведомственности в обязательном письменном порядке уведомляется заявитель.

Регистрация обращения обязательна в течение 3 дней со дня поступления.

Жалоба не может быть подана в госорган или лицу, чьи действия обжалуются. В этом случае закон предписывает вернуть жалобу заявителю, разъяснив его права на обжалование в вышестоящий орган либо суд.

    В ходе рассмотрения обращения рассматривающий орган:

  • уполномочен привлекать заявителя к рассмотрению;
  • запрашивает все необходимые документы у иных госорганов (кроме судов и органов следствия), может осуществить выезд на место;
  • если установлен факт нарушения прав – принимает меры по их восстановлению (внесение предписания и т.д.);
  • письменно уведомляет заявителя о результатах рассмотрения обращения;

Получение письма с ответом

Рассмотрение жалобы или предложения по существу поднятой проблемы логически завершается принятием конкретного решения или резолюции, о которых должно быть извещено лицо, подавшее обращение. Так в подпункте 4 части 1 ст. 10 ФЗ № 59 указывается на обязательство чиновника, муниципальной или государственной структуры дать ответ в письменной форме по сути проблемы.

Согласно указаниям ч. 3 ст. 10 этот документ должен быть подписан руководством структуры, ответственной за решение вопроса. Затем, как предполагает ч. 4 ст. 10 документ направляется:

  • по электронной почте – если запрос был подан в виде электронного документа;
  • через почтовое отделение – если запрос был подан на бумажном носителе;
  • для публикации на сайте структуры, если проблема касалась обжалования решения суда применительно к неопределенному кругу лиц.

Ответ не дается, если обращение подпадает под нормы ст. 11, а именно:

  • написано анонимом;
  • содержит попытку обжаловать решение суда;
  • присутствуют оскорбления и угрозы чиновника и его близких;
  • написано неразборчиво или нечетко;
  • не ясна суть жалобы, обращения или предложения;
  • многократно поднимается проблема, по которой был дан ответ ранее, а обстоятельства ситуации не изменились;
  • ответ на вопрос уже опубликован в средствах масс-медиа, включая интернет-портал структуры, компетентной в отношении обращения;
  • рассмотрение обращения раскрывает тайну государственного масштаба;
  • устранены прежние препятствия для рассмотрения вопроса.

Срок ответа на обращение гражданина

Таким образом, не сложно подсчитать, что срок ответа в обычной ситуации должен составлять не более 33 дней (3 дня на регистрацию и 30 на рассмотрение).
Если же пришлось перенаправить обращение, то срок будет увеличен на 10 дней (3 дня на регистрацию и 7 на перенаправление) до 43 дней.
В исключительных случаях срок может быть увеличен ещё на 30 дней, таким образом, максимальный срок ответа на обращение может составлять 73 дня. При этом гражданин должен быть уведомлён о перенаправлении и об увеличении срока.

А что по факту

Уведомление об увеличении срокаУведомление о направлении по территориальности

Например, мною было отправлено обращение по факту нарушения ПДД одним из участников дорожного движения 3 ноября 2017 года. Позже, 04 декабря 2017 года мною были получены два письма, в одном из которых меня обрадовали фактом регистрации моего обращения 07 ноября 2017 года и уведомили тем, что мой случай таки исключительный и срок продлён на 30 дней. Во втором письме уведомили о передаче дела по территориальности (письмо датируется 01.12.2017 годом).

Ответ от «24 октября»

Предыдущее обращение мною было направлено по факту незаконных действий сотрудников частного охранного предприятия 26 сентября 2017 года. Ответ мною был получен 16 ноября, зато с аккуратно выведенной надписью ручкой о том, что ответ был подписан 24 октября. Видимо, почта в интернете тоже довольно медленно работает и письма иногда теряет. Да и всегда приятно почитать столь содержательные и наполненные глубоким смыслом измышления должностных лиц.

Уведомление о перенаправлении

Впрочем, полиция не единственный орган, который не слишком любит работать быстро. Например, мною было написано обращение с вопросом (без направления фактов нарушения законодательства) в прокуратуру 02 октября 2017 года. 09 октября 2017 года получил уведомление о пересылке моего обращения по подведомственности. Это единственный и, судя по всему, последний ответ, который я получил в качестве реакции на мой вопрос.

За последние два года я дважды обращался в Роспотребнадзор. Однако это ведомство, в отличие от полиции и прокуратуры, видимо, решило сделать вид, что его не существует, потому что ни одного ответа или уведомления мне прислано не было.

Описание закона

В Федеральном законе 59-ФЗ «О порядке рассмотрения жалобы» перечислены права гражданина РФ. Эти пункты также есть в конституции РФ.

Обращения граждан Российской Федерации рассматриваются на основании этого Федерального закона. Если некоторые жалобы подаются с учетом порядка, указанного в других Федеральных законах, тогда процесс передачи в соответствии с ФЗ-59 не рассматривается. Порядок рассмотрения обращений также доступен для иностранцев. Исключением являются заявления, процедура подачи которых предусматривается в Международном договоре.

Гражданин имеет право:

  • Предъявлять дополнительные материалы и документы или подавать ходатайство на их применение согласно ФЗ-59. Допускается электронная форма;
  • Знакомиться с материалами и документами, которые имеют отношение к жалобе. Но только в том случае, если не нарушаются права, свобода и законные интересы третьих лиц. Также если в документах нет информации, которая содержит государственную или федеральную тайну;
  • Если в обращении содержатся вопросы, получать развернутые ответы по существу. Исключением могут быть случаи, перечисленные в статье 11 текущего Федерального закона;
  • Предъявлять жалобу, если государственный орган бездействовал. Она рассматривается в административном или судебном порядке;
  • Обратиться с составленным самостоятельно заявлением для прекращения рассмотрения жалобы.

Последние поправки, внесенные в 59-ФЗ «Об обращении граждан»

Процедура рассмотрения обращений по ФЗ-59  была упрощена. Теперь многие жалобы отправляются в государственные органы без указания ФИО. Претензии рассматриваются в соответствии с нормами Федерального закона и в установленном порядке. До изменения Федерального закона при подаче жалобы выдавался типовой образец. Теперь его нет. Заявление составляется самостоятельно. Учитываются общепринятые критерии.

Изменениям/доработкам подверглись и следующие статьи: 

Статья 1 

В части 4 статьи 1 ФЗ-59 были внесены поправки. Теперь она содержит порядок обращения в государственные органы для юридических и физических лиц. Письмо подается не только в органы местного самоуправления и государственной власти, но и в муниципальные и государственные учреждения.

Ст. 7 

В 2010 году в статье 7 ФЗ-59 был добавлен пункт 3. Теперь если документ поступил в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в виде электронного документа, он будет рассмотрен в соответствии с установленным порядком. Если гражданин составляет обращение, в качестве личной информации указывается ФИО и адрес электронной почты для получения обратного ответа. Если его нет, пишется фактический адрес проживания. Если выбирается обычная почта, указывается его адрес. Изменения в последней редакции ФЗ-59 не вносились.

Статья 8 

Статья 8 59-ФЗ была дополнена частью 3.1. В ней говорится о способе регистрации граждан, которые мигрировали из другой страны. Человек должен быть зарегистрирован в органе территориального или федерального уровня. Составленный документ рассматривается в течение 5 дней. Изменения в последней редакции не вносились.

Ст. 11 

В статье 11 ФЗ-59 были осуществлены следующие изменения:

  • В первой части выражение “и почтовый” заменяется словами “или почтовый”;
  • В пятой части выражение “многократно” заменяется словом “неоднократно”.

Статья 12 

Статья 12 59-ФЗ претерпела изменения в Федеральном законе части 1.1. Обращение в письменном виде передается высшему должностному лицу (управляющему высшего исполнительного органа гос. власти РФ). Изначально оно регистрируется. Срок рассмотрения жалобы — 20 дней.

Что регулирует и когда применяется

Сфера регламентации ФЗ-59 универсальная, затрагивающая все сферы деятельности госорганов и муниципалитетов, взаимодействия с ними граждан.

Лица, непосредственно имеющие гражданство РФ, являются гражданами, соединенными неразделимо взаимными правами и обязанностями с государством.

Государственный орган выступает частью государственного аппарата и наделен государством властными полномочиями.

Муниципалитет — выбираемый населением непосредственно или создаваемый через представителей орган для решения вопросов местного значения.

Когда не применяется

Не включены в сферу регулирования настоящего Закона обращения, имеющие свою специфику, для которых конституционными, иными федеральными законами определен особый порядок и процедуры рассмотрения:

  • заявления в суд, арбитраж, Конституционный суд (применяются ГПК РФ, АПК РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»);
  • заявления о возбуждении уголовного дела (рассматриваются по нормам УПК РФ);

Что такое обращение

Такое понятие, как обращение гражданина оговаривается на уровне ФЗ и представляет собой письменный документ, который может быть направлен следующим адресатам:

  • государственный орган;
  • орган местного самоуправления;
  • должностное лицо.

Обращение отправляется уполномоченным лицам, которые имеют определенную власть и могут повлиять на решение проблемы

Цели обращения

Наряду с письменным, существует также и устный формат обращения, который предполагает непосредственное посещение гражданином того или иного органа и общение с его представителями. Как письменные, так и устные обращения могут иметь различную направленность. Так, гражданин может хотеть:

  • предложить какие-либо изменения в текущие законы;
  • сделать заявление на определенную тему;
  • пожаловаться – в том случае, если какое-либо учреждение нарушило его права.

Целью обращения может быть предложения, заявление или жалоба

Таблица 1. Цели обращения

ЦельОписание
ПредложениеДанный вариант обращения оформляется в виде тезиса, имеющего рекомендательный характер. Этот тезис может быть направлен на изменение или дополнение конкретного закона, действий, совершаемых государственными органами или же общему развитию текущих общественных и социальных норм
ЗаявлениеТакая форма обращения имеет место в тех ситуациях, когда гражданин просит поддержки со стороны адресата в осуществлении прав, которые обеспечиваются ему Конституцией. Также в заявлении может содержаться информация о превышении своих должностных полномочий лицами, работающими в государственных органах, а также отдельными должностными лицами
ЖалобаОбращения в виде жалоб подаются гражданами тогда, когда факт нарушения прав или пренебрежения законными интересами уже произошел. Причем, гражданин имеет право на защиту как своих интересов, так и интересов других лиц, с которыми он так или иначе связан

Сроки рассмотрения обращений

Сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях.

Сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в ДДО МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, — от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.

Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий