Шаблон характеристики выпускника 11 класса
Форма изложения — свободная. При этом должна наблюдаться четкая структура, логичность, отсутствие эмоциональной окраски. Чтение данных не должно вызывать трудностей.
Примерный алгоритм составления педагогической характеристики ученика 11 класса:
- Общие сведения о выпускнике.
- Физическое развитие.
- Климат в семье. Указать ее состав, материальное обеспечение, условия проживания школьника. Описать характер взаимоотношений ребенка с родственниками (уделяют ему много внимания, не интересуются им, полный бесконтроль).
- Положение выпускника среди одноклассников (лидер, в изоляции, полноправный член детского коллектива).
- Общее развитие, уровень успеваемости, дисциплинированность.
- Отношение к конструктивной критике (полное безразличие, враждебность, благожелательность).
- Отношение к одноклассникам (всегда придет на помощь, конфликтует, надежный друг).
- Личностные качества (смелость, решительность, безвольность, настойчивость, самообладание, доброта, вежливость).
- Взгляд на трудовую деятельность (выполнит ли поручение учителя, какими трудовыми навыками владеет, может ли долгое время сосредоточится на конкретном задании).
- Учебная деятельность (любимые предметы, интерес к спорту).
- Эмоционально-волевая сфера (настроение меланхолическое, оптимистическое, веселое).
- Вывод. Несколькими предложениями обобщить информацию.
Основные пункты составления характеристики класса
- Первым делом в характеристике укажите количество учеников в классе и отдельно, сколько девочек и мальчиков; возраст детей (для примера, 2001г.р. – 10 чел., 2002г.р. – 13 чел.). Составьте список класса, отметьте место проживания учащихся и контактные телефоны.
- Укажите, в каких семьях воспитываются дети (полные/неполные, благополучные/неблагополучные, многодетные, есть ли родители-инвалиды; их количество).
- Следующим пунктом составляется характеристика психофизического здоровья детей. Указывается количество учащихся, отнесенных по результатам медицинского осмотра в основную, подготовительную, специальную группы здоровья. Если есть рекомендации врача, укажите это (например, Петров С. – близорукость, рекомендована первая парта).
- Далее приведите статистику успеваемости учеников (сколько отличников, есть ли неуспевающие). Если вы работаете с классом не первый год, сравните результаты текущего года с предыдущим. Укажите предметы, по которым хорошая успеваемость, а по каким предметам учащиеся отстают. Отдельно напишите о поведении учеников на уроках (соблюдают/нарушают дисциплину), о том, какие отношения складываются у класса с преподавателями (дети уравновешенные, доброжелательные или, напротив, агрессивные по отношению к учителям).
- Охарактеризуйте способности к обучению отдельных учеников (уровень внимания: внимательный/невнимательный; развитие памяти: слуховой, зрительной, смешанной; развитие устной речи: развита/развита слабо; уровень мышления и пр.).
- Опишите уровень развития коллектива (сплоченный, дружный, бывают конфликты, бывают разногласия, есть враждующие группы, есть микро группы, есть лидеры: формальные и неформальные).
- Укажите, насколько ученики удовлетворены своим положением в коллективе (пользуются авторитетом у одноклассников, уважают членов коллектива, находятся в социальной изоляции, гордятся своим коллективом, чувствуют себя некомфортно). Если в классе есть вновь пришедшие ученики, укажите, как прошла их адаптация.
- Определите, насколько развито взаимопонимание между учениками (развита взаимопомощь, помогают только своим друзьям, отзывчивы только, когда их просят).
- Напишите, насколько развито самоуправление в классном коллективе; кто из детей может организовать весь класс для какого-либо дела.
- Укажите, чем увлекаются учащиеся, их интересы (литература, музыка, изобразительное искусство, театр, любимые книги, фильмы, спорт).
- Сделайте анализ внеклассной деятельности класса за прошедший год (какие мероприятия проводились, что удалось, что не удалось и почему, какова активность детей в мероприятиях).
- Охарактеризуйте семьи учащихся (возраст родителей, социальный состав, образование, какое участие принимают в жизни детей, как относятся к педагогам).
При составлении характеристики класса не используйте выразительные средства языка (эпитеты, метафоры). Придерживайтесь строгого, делового стиля изложения.
Статьи по теме:
Как составить характеристику на вожатого летнего лагеря: образец и примеры
Как составить характеристику на учителя начальных или старших классов
Характеристика 1 класса от классного руководителя: готовые примеры
Характеристика для военкомата: образцы и примеры написания
Готовая характеристика на ученика 4 класса от классного руководителя: примеры написания
Как написать характеристику на врача: образцы
Пример характеристики на главного бухгалтера для награждения: пример
Как составить характеристику на медсестру, образец
Как написать характеристику на опекаемого ребенка от классного руководителя
Характеристика на ПМПК 2 класс от классного руководителя: примеры и образцы
Что представляет собой характеристика на слабого ученика
Что такое характеристика на спортсмена
Как составить характеристику на студента проходившего практику в ДОУ воспитателем
Как написать характеристику на студентку, проходившую практику в начальной школе
Для чего нужна и как составляется характеристика на трудного ученика?
Характеристик на слабого ученика 1 класса (ПМПК): примеры
Как написать характеристику на ученика 1 класса?
Характеристика на ученика 2 класса от классного руководителя: подборка примеров
Как написать характеристику на ученика 3 класса
Готовая характеристика 4 класса от классного руководителя: примеры написания
Как написать характеристику на ученика 8 класса, образцы
Готовая характеристика на ученика 11 класса от классного руководителя: примеры написания
Правила написания характеристики на учителя начальных классов, математики для награждения грамотой
Как правильно написать характеристику с места работы в полицию: образец
Как составляется характеристика себя: что важно знать
Что такое психологическая характеристика личности
Шаблон психолого-педагогической характеристики
- ФИО учащегося.
- Дата рождения.
- Группа здоровья, физкультурная группа.
- Родители (ФИО, год рождения, место работы, образование).
- Семейные условия.
- Семейные взаимоотношения.
- Тип темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик).
- Интеллектуальные особенности.
- Познавательная потребность, любознательность, умение нестандартно мыслить, способность к обучению. Креативность.
- Развитие логического мышления.
- Интерес к решению дивергентных задач (с множеством ответов).
- Оригинальность мышления (способность к выдвижению новых идей).
- Прогнозирование (способность предвидения последующих результатов деятельности, действий, событий).
- Гибкость мышления (способность устанавливать ассоциативные связи).
- Способность к продолжительной концентрации внимания.
- Хорошая память (большой словарный запас, широкий кругозор).
- Способность к оценке и самооценке.
- Эмоциональные особенности.
- Сверхчувствительность к проблемам.
- Широта интересов, желание испробовать себя во многих областях.
- Стремление к раскрытию своего внутреннего потенциала.
- Постоянное стремление к совершенству (перфекционизм).
- Самостоятельность (независимость суждений и действий, умение управлять эмоциями, принимать решение, брать на себя ответственность).
- Социальная автономность (неприязнь к традиционному обучению, готовность отстаивать свою собственную точку зрения, неприятие общественных ограничений в поведении).
- Лидерство (склонность к превосходству в межличностных отношениях).
- Соревновательность (склонность к соперническим формам взаимодействия).
- Чувство юмора, терпимость к критике.
- Уверенность в своих силах.
- Отношение к труду.
- Отношение к родителям, ученикам, сверстникам.
- Увлечения (занятия в свободное время, посещение кружков и секций по интересам).
- Профессиональные намерения.
- Выводы и рекомендации педагога.
Последовательно отвечая на каждый пункт этого списка, можно написать вполне информативную характеристику талантливого ученика, которую можно предоставить по требованию в любое учреждение.
Делая характеристику для сторонних организаций для одаренного ученика, спросите его, может быть, в организации есть специальный бланк-шаблон характеристики, который нужно просто заполнить.
Общие моменты
В большинстве случаев составлением подобных документов занимается классный руководитель как человек, который лучше знает учеников.
Если говорить о выпускниках, то им характеристика нужна для предъявления в учебные заведения разных уровней аккредитации. Учителю приходится составлять много однотипных документов за короткое время. В результате текст может выйти шаблонным, не раскрывающим полностью личность ребенка.
Избежать такой ситуации помогут образцы характеристик. Подробные примеры документов на выпускников разного уровня развития позволят учителю быстрее справиться с поставленной задачей.
При направлении характеристики в другое учреждение ей присваивается регистрационный номер. Информация о ней вносится в «Журнал входящей и исходящей документации». Объем данных — приблизительно на лист А4.
Образец характеристики выпускника 11 класса
Характеристика выпускника государственной
образовательной средней школы
ФИО ученика,
XXX года рождения,
проживающего по адресу: XXX
Ученик XXX учился в средней школе, начиная с 1 класса.
Это физически здоровый юноша, увлекающийся футболом. Постоянный участник командных соревнований разных уровней. Много раз получал награды за достижения в данном виде спорта.
Выпускник проживает в полной семье. Его обеспечивают всем необходимым для успешной учебной деятельности и занятий спортом. Родители контролируют своего ребенка, но школу посещают очень редко.
В коллективе XXX любят, но в лидеры он не стремится. Старается поддерживать со всеми ровные отношения. Всегда придет на помощь друзьям.
Уровень знаний — достаточный. Результаты у выпускника могли быть и более высокими: он не полностью использовал свои умственные возможности, увлекаясь спортом. Из-за выездных соревнований часто пропускал уроки.
XXX адекватно оценивает свои возможности. Критику воспринимает спокойно.
Это добродушный, веселый юноша. Его отличает упорство в достижении поставленной цели.
С учителями и другими учениками вежлив. Выполняет поручения старших.
XXX — положительный юноша с немалыми возможностями. На данном этапе он сосредоточился на достижениях в спорте, но ему по силам учиться намного лучше.
Директор
Классный руководитель