Поиск

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление на сегодняшний день на практике не применяется.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.

Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: учредители должника; орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; третье лицо (лица).
Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о введении процедуры арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Общий срок процедур санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2 лет.

Без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.

Эти мероприятия могут носить следующий характер:

— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества);
— организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев);
— финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств);
— информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

На какой срок вводится процедура

На основании положений 127-ФЗ финансовое оздоровление вводится на предприятии на срок до 2 лет. Это установлено в п. 6 ст. 80 127-ФЗ.

Период в два года – это максимальная продолжительность финансового оздоровления. Реальная продолжительность указанного этапа банкротства может быть и меньше.

На сроки финансового оздоровления первоначально указывают учредители в своем ходатайстве к первому собранию кредиторов, согласно п. 4 ст. 77 127-ФЗ. Они определяют их с учетом графика погашения задолженности (сколько времени потребуется им для закрытия задолженности по графику).

Если ходатайство учредителей было утверждено на первом собрании кредиторов, то сроки фиксируются в протоколе и принятом решении по результатам собрания по п. 1 ст. 74 127-ФЗ.

На основании вынесенного решения готовится еще одно ходатайство в арбитражный суд. На нем судья выносит определение о введении финансового оздоровления с конкретными сроками для его практического внедрения по п. 3 ст. 80 127-ФЗ.

За месяц до окончания сроков финансового оздоровления должник обязан сообщить финансовому управляющему о результатах финансового оздоровления и предоставить соответствующую бухгалтерскую отчетность по п. 1 ст. 88 127-ФЗ. Например, если финансовое оздоровление введено на 2 года, то отчетность должника передается управляющему не позднее, чем через 1,11 мес.

По п. 2 ст. 88 127-ФЗ арбитражный управляющий должен получить вместе с отчетом баланс должника, отчет о прибылях и убытках и документы, подтверждающие исполнение требований кредиторов.

На основании отчета и анализа представленной документации управляющий должен составить свое заключение о результативности финансового оздоровления. На подготовку и отправку кредиторам и в суд заключения по результатам оздоровления по п. 3 ст. 88 127-ФЗ у управляющего будет не более 10 дней с даты получения отчетности от должника.

В обязанности арбитражного управляющего также входит созыв собрания кредиторов в следующих случаях:

  1. Если он не получил отчет от должника.
  2. Если должник не исполнил график, и задолженность не была погашена.

Данное собрание созывается в целях принятия решения о дальнейшей судьбе должника. Это может быть введение внешнего управления или обращение в суд о признании компании банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства.

Итогами процедуры финансового оздоровления могут стать: прекращение производства по делу о несостоятельности из-за погашения всей задолженности, введение внешнего управления из-за невозможности восстановления финансовой ситуации, признание компании банкротом и открытие конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков несостоятельности. Все указанные решения принимает исключительно арбитражный суд.

Зарубежный опыт финансового оздоровления

Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.

Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.

Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.

На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.

Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.

Административный управляющий

Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.

План финансового оздоровления предприятия

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей — прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой — содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации — получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Законодательство в сфере финансового анализа при банкротстве

Процедура банкротства имеет четкий алгоритм действий согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несколько статей данного закона конкретно регламентируют именно процедуру финансового анализа при банкротстве. В законе указано:

  • когда проводится финансовый анализ в процедуре банкротства;
  • кем он проводится;
  • на основании какой документации он проводится;
  • какие выводы по финансовому анализу при банкротстве должны быть представлены.
ПроцедураСтатья закона о банкротстве
Процедура наблюденияСтатья 67 «Обязанности временного управляющего» и статья 70 «Анализ финансовых состояний должника»
Процедура банкротства финансовых организацийСтатья 183.13 «Анализ финансового состояния финансовой организации»
Процедура банкротства стратегических предприятий и организацийСтатья 191

В делах о банкротстве предприятий используются нормативные документы, регулирующие принципы и условия проведения финансового анализа арбитражными управляющими и осуществление их функциональных полномочий:

  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

В соответствии с постановлением №367, анализ финансового положения контрагента в стадии банкротства проводится на основании бухгалтерской отчетности организации. Поэтому все показатели деятельности организации делятся на 4 группы.

  1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника:
  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
  • степень платежеспособности по текущим обязательствам.
  1. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника:
  • коэффициент автономии (финансовой независимости);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);
  • доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
  • показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.
  1. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника
  • рентабельность активов;
  • норма чистой прибыли.

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника формируют основную группу коэффициентов финансового состояния в рассчитываемом процессе анализа.

Данные коэффициенты целесообразно анализировать в поквартальной динамике, не менее чем за 2 года. Полученные результаты дают более четкую картину для понимания того, что происходило с предприятием в последнее время. Согласно подпункту 6 Постановления №367 для анализа финансового состояния должника рекомендуется определить причины утраты платежеспособности компании и сделать выводы о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности предприятия.

Для расчета данных показателей можно применить Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе от 12.08.1994 №31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

Показатели платежеспособности имеют огромное значение для организации, но необходимо учитывать, что их применение для отдельного расчета, не беря во внимание другие коэффициенты, показатели, невозможно. Все должно быть в совокупности

Банкротство организации

Банкротство представляет собой факт, установленный арбитражным судом, о неспособности должника удовлетворить требования кредиторов полностью.

Процедура по признанию юрица несостоятельным состоит из следующих этапов:

  1. Наблюдение – процедура, которая осуществляется арбитражным управляющим, назначенным судом. С момента начала наблюдения происходит приостановление всех операций по взысканию обязательств с должника и выплате дивидендов. На первом этапе управляющим осуществляется анализ деятельности юрлица, после чего дается комплексная оценка возможность финансового оздоровления компании.
  2. Финансовое оздоровление. Решение о том, будет ли проводиться финансовое оздоровление юрица, принимается также арбитражным судом. Оно будет принято в том случае, если у должника есть достаточные ресурсы для восстановления своей платежеспособности. На данном этапе все функции по управлению на себя принимает арбитражный управляющий. Его действия направлены на привлечение внешних финансовых потоков, усиление мер по сохранности имущества юрлица, проведению мероприятий, направленных на стабилизацию финансового положения компании.
  3. Внешнее управление. Данный этап является продолжением предыдущего этапа по финансовому оздоровлению юрлица. Для его проведение необходимо отдельное решение арбитражного суда. Проводится оно также арбитражным управляющим и предполагает следующие мероприятия: распоряжение активами компании от имени должника, заключение/расторжение договоров, представление отчетов кредиторам и др. Какой продолжительностью будет этап внешнего управления зависит от решения суда. Определяется она в совокупности с предыдущим этапом финансового оздоровления. При это общая продолжительность двух этапов не должна быть более 24 месяцев.
  4. Конкурсное производство. На данном этапе происходит удовлетворение требований кредиторов путем выставления на торги активов должника. Из средств, полученных от ликвидации активов, будут погашены обязательства должника в очередности, предусмотренной нормами федерального закона о банкротстве.
  5. Заключение мирового соглашения. Это завершающий этап, который может наступить после прохождения всех предыдущих этапов или быть внедренным на любом этапе данной процедуры. Он вводится в том случае, если достигается соглашение по финансовым обязательствам. Мировое соглашение должно включать в себя информацию о договоренностях между юрлицом и кредиторами о реструктуризации долга, его списании или иных сроках погашения.

План финансового оздоровления юрлица

План финансового оздоровления разрабатывается в том случае, если третьи лица не предоставили обеспечение исполнения обязательств должником по графику (по п. 1, 2 ст. 84 127-ФЗ). Если же такое обеспечение есть, то достаточно разработки только графика.

План оздоровления готовят учредители или участники общества, собственники унитарного предприятия. Он подлежит утверждению кредиторским собранием (утверждение такого плана является исключительной компетенцией собрания).

Возможные пути финансового оздоровления выбираются индивидуально в зависимости от специфики ситуации, так как к неплатежеспособности могли привести разнообразные факторы. Это, например, те, которые не зависели от предприятия: изменения в законодательстве, экономический кризис, рост конкуренции, снижение покупательской способности и пр. К внутренним негативным факторам можно отнести большой управленческий опыт, неэффективная инвестиционная политика, открытие дополнительных филиалов и пр.

В качестве первостепенных мер по финансовому оздоровления обычно выделяют смену руководства, оптимизацию численности персонала, снижение расходной части, снижение дебиторской задолженности, обновление сбытовой и маркетинговой политики, ликвидация непрофильных активов, закрытие нерентабельных производств и пр.

План финансового оздоровления – ключевой документ на рассматриваемом этапе, который определяет механизм погашения задолженности. Основные положения плана, которые он должен содержать, приведены в ст. 84 127-ФЗ.

По своей сути план финансового оздоровления похож на бизнес-план и содержит указание на следующие аспекты:

  1. Обзор предприятия и его краткая характеристика.
  2. Сведения о текущем положении бизнеса.
  3. Финансовый анализ.
  4. Маркетинговая и сбытовая часть.
  5. План мероприятий для преодоления кризиса.
  6. План сбытовой и производственной политики.
  7. Источники финансирования при реализации плана.

Стоит учесть, что план оздоровления и график погашения задолженности – это разные документы. С позиции закона определяющее значение для должника имеет соблюдение графика погашения долгов, так как именно нарушение графика ведет к досрочному прекращению процедуры финансового оздоровления. Тогда как за следованием плану никто в процедуре банкротства не следит.

«Спрос» на финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (). Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.

На практике, по словам юриста компании «Проспектаси» Константина Заутренникова, в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника. По его мнению, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности прежде всего является позднее обращение уполномоченных лиц с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом. «Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника, как правило, отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника практически невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам», – пояснил эксперт.

Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы «Единый центр защиты» Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.

В правосознании российских предпринимателей, представителей госорганов и иных заинтересованных граждан господствует, как полагает Константин Заутренников, представление о том, что процедура банкротства – это фактическая ликвидация бизнеса. Предприятие-должник apriori считается неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса становится максимально возможное удовлетворение своих требований. «Участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее, в частности процедуру финансового оздоровления, как способ преодоления финансового кризиса. Они стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника», – отметил эксперт.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда. Для обоснования предложения о введении этапа ходатайство должно быть подкреплено документами, подробный перечень которых для каждого из возможных инициаторов, содержится в статьях 77 и Закона о банкротстве. Общими для всех субъектов являются:

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

К сведениюКопии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Увольнение персонала при банкротстве предприятия

Рассмотрим подробнее увольнение при банкротстве предприятия всех имеющихся работников.

Массовое увольнение персонала должно происходить без нарушения действующего законодательства.

С этой целью отдел кадров должен быстро подготовить все документы и выполнить ряд действий.

Алгоритм увольнения:

  1. Оповещение службы занятости о банкротстве и увольнение всего штата в связи с данным обстоятельством. Сообщение предоставляется в письменной форме за два месяца при частичном увольнении, и за три – при полном;
  2. Оповещение каждого сотрудника. Считается выполненным, если работник расписался в уведомлении;
  3. Оповещение штата о возможности досрочного прерывания трудовых отношений. Также требуется подпись сотрудника. Согласившиеся получают компенсации;
  4. Создание приказа о расторжении отношений с персоналом. Каждый знакомится с текстом приказа и подписывается под ним;
  5. Оформление кадровой документации;
  6. Выдача трудовых книжек.

Причины и последствия банкротства предприятий оказывают влияние как на кредиторов, так и на должников.

Последствия финансового оздоровления

Исходя из последствий ФО кредиторы имеют право направить в суд свои жалобы. После того, как судом будут рассмотрены все обращения от кредитора, а также заключение управляющего, судом будет вынесено одно из следующих решений:

  1. Закрытие дела о признании компании несостоятельной. Такое происходит в том случае, если компания смогла погасить свои задолженности полностью.
  2. Введение внешнего управления. Такое решение принимается в том случае, если восстановление платежеспособности возможно.

О присвоении компании статуса банкрота, а также начале конкурсного производства, при которым организация будет закрыта. Данное решение принимается в том случае, если имеются все признаки банкротства.

Без рубрики, Другое

Нюансы оценки состоятельности физического лица

К внутренним обычно относятся:

  • Общий размер задолженности человека.
  • Размеры его доходов.
  • Количество лиц, которые предъявляют к нему претензии финансового характера.

Внешними называют факторы, независящие от конкретного человека, но также оказывающие влияние на его платёжеспособность.

Их несколько больше, нежели внутренних:

  • Макроэкономическое состояние региона проживания должника. Чем благополучнее в этом отношении регион, тем выше уровень доходов населения, больше возможности найти высокооплачиваемую работу.
  • Стоимость жизни. Чем меньшая часть доходов человека уходит на повседневные нужды – продукты питания, медикаменты, коммунальные платежи, — тем больше денег у него остаётся на оплату долгов.
  • Возможности местного рынка труда. Определяет, насколько востребованы профессиональные навыки гражданина в месте его проживания.
  • Уровень инфляции в регионе.
  • Средний размер налоговых выплат. Сюда входят как прямые, так и косвенные налоги – транспортный, имущественный, земельный и так далее.

После сопоставления всех этих факторов, управляющий или иной судебный чиновник принимает решение, насколько вероятна возможность погашения человеком образовавшейся у него задолженности. Если таковой возможности у него нет, то в судебные органы подаётся отчёт о целесообразности признания гражданином банкротом.

Двойной контроль в ходе финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления серьезно ограничивает и самостоятельность должника. Для непосредственного контроля
за его действиями суд назначает административного управляющего. Однако, кроме него, сделки должника согласовывает
еще и собрание кредиторов, а также лица, предоставившие обеспечение. В результате руководство компании подпадает под
двойной (и даже тройной) контроль. В частности, закон требует согласия кредиторов на приобретение и отчуждение
имущества должника балансовой стоимостью более 5% от стоимости его активов. В то же время и административный
управляющий должен давать свое согласие на любую сделку, связанную с приобретением или отчуждением имущества
должника независимо от его стоимости (ст. 82 закона о несостоятельности). 

Далее, та же статья требует согласовывать с управляющим получение должником всех займов или кредитов. А если
обязательства банкрота после введения финансового оздоровления превысят 20% от суммы требований реестровых
кредиторов, то все остальные сделки (в том числе и получение кредитов) должны совершаться исключительно с согласия
собрания кредиторов.

В таких условиях управление должником теряет свою эффективность. Более того, зачастую возникают трения между всеми
участниками процедуры. Например, третьи лица, предоставившие обеспечение обязательств, выражают недовольство
действиями административного управляющего и требуют отстранить его от исполнения обязанностей (постановление
Тринадцатого апелляционного суда по делу №А42 — 10512/2015 — 24 от 30.08.2018 года). И их можно понять. Они рискуют
своим имуществом и деньгами, а управляющий вставляет палки в колеса управления и действует крайне неэффективно.

Понятно, что подобный двойной контроль и трения между участниками процедуры резко осложняет оперативное управление
нестабильной компаний и делает финансовое оздоровление обузой для учредителей и руководителей должника.

Антикризисное управление предприятием

Чаще всего стадию финансового оздоровления называют антикризисным управлением предприятием. Вводится процедура в том случае, когда проводимые ранее меры с несостоятельным предприятием не дают нужного эффекта. Оздоровление может проводиться только до момента наступления полного банкротства.

Назначенный этап антикризисного управления предназначен для восстановления платежеспособности должника. Финансовые меры, применяемые в этот период, направлены на улучшение экономического состояния банкротящегося. Полное погашение долговых обязательств кредиторов или их отказ от своих требований могут стать поводом прекращения всей процедуры банкротства. Выплаты долговых обязательств на стадии финансового оздоровления необходимо погашать строго по графику очередности, предоставленному суду.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника. Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания.

Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику. Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  •  все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом.

Процедура банкротства

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение применяется для сохранения имущества должника, проведения анализа финансового его состояния, составления реестра требований кредиторов.

Финансовое оздоровление, как процедура банкротства, применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности. Для этого же применяется .внешнее управление

Конкурсное производство – эта процедура, применяемая в деле о банкротстве, в целях соразмерного удовлетворения должником требований кредиторов.

Для прекращения банкротства по соглашению сторон используется мировое соглашение — достижение соглашения между должником и кредиторами.

Процедуры банкротства предприятий (юридических лиц) и граждан отличаются. В последнем случае нет внешнего управления, финансового оздоровления, наблюдения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий