Поиск

Опубликовано 2018-05-11

Банкротство стратегических предприятий и градообразующих организаций: порядок, условия и особенности

Порядок процедуры

Признать градообразующее предприятие банкротом вправе только арбитражный суд по месту регистрации. Основанием для процедуры банкротства служит заявление, поданное арбитражным судом следующими лицами:

  • должником или руководителем при наличии причин, которые свидетельствуют о финансовой несостоятельности;
  • конкурсным кредитором;
  • прокурором;
  • уполномоченным органом.

При признании заявления о банкротстве обоснованными суд вводит этап наблюдения и назначает временного управляющего.

Этап наблюдения

На указанном этапе детально анализируется деятельность предприятия, и выявляются возможные злоупотребления, которые могли привести к преднамеренному банкротству. Эта задача лежит на арбитражном управляющем. Если им будут выявлены недобросовестные сделки, «черные» методы работы, то руководство предприятия или иные лица могут быть привлечены к ответственности.

Внешнее управление и финансовое оздоровление

Внешнее управление и финансовое оздоровление могут вводиться на основании поручительства местных органов власти.

Особенностью банкротства градообразующего предприятия является также этап поручительства. На основании ст. 173 127-ФЗ под поручительством понимается обязанность лица (в лице федеральных, региональных и муниципальных властей) отвечать за исполнение денежных обязательств должником. Такое поручительство передается суду в письменной форме и должно содержать указание на следующее:

  1. Сумму обязательных платежей.
  2. Обязанность по уплате обязательных платежей.
  3. График погашения задолженности.

К поручительству требуется приложить доказательства того, что взятые органом власти обязательства были включены в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.

Должник и его поручители должны приступить к расчетам с кредиторами по графику, который предусмотрен поручительством. При неисполнении требований кредиторов и уполномоченных органов они могут обратиться к поручителю. Если поручитель нарушил свои обязательства в отношении кредиторов, которые обладают более 1/3 от всех требований, то суд может остановить действие реабилитирующих процедур, признать должника банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

В рамках реабилитирующих процедур в компании-должнике предполагается внедрение ряда мероприятий, которые направлены на восстановление ее платежеспособности. Это, например, структурные преобразования в компании, оптимизация численности персонала, привлечение кредитования или государственных дотаций и пр. При оптимальном завершении этапа финансового оздоровления или внешнего управления долги удастся погасить, а предприятие сохранит свой статус.

На этапе внешнего управления или конкурсного производства допускается продажа предприятия, как имущественного комплекса. В результате меняется собственник бизнеса, но компания фактически сохраняется, как экономический субъект.

При наличии ходатайства от органов местного самоуправления или другого органа власти существенным условием договора купли-продажи становится сохранение рабочих мест в размере не менее 50% работников в течение максимум 3 лет.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – финальная стадия банкротства, которая указывает на признание судом статуса банкрота градообразующего предприятия.

На этапе конкурсного производства предполагается продажа всего имущества предприятия, которое было включено управляющим в конкурсную массу. Может быть продано предприятие, как комплекс, либо вся его собственность по частям. Все вырученные средства должны будут направляться на погашение требований кредиторов и погашение процессуальных издержек с учетом положений ст. 134 127-ФЗ.

Таким образом, государство максимально заинтересовано в сохранении статуса градообразующего предприятия, так как его закрытие может спровоцировать социальную напряженность и приведет к резкому росту безработицы

Поэтому особое внимание в рамках банкротства уделяется реабилитационным процедурам (внешнее управление и финансовое оздоровление). Государственные, региональные и муниципальные органы власти вправе выступить поручителями градообразующих предприятий или погасить за них задолженность

Но если властные организации не исполняют должным образом свои обязанности, то суд также может признать градообразующее предприятие банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

Порядок финансового оздоровления стратегических объектов

Если кредиторами в период первого собрания по вопросам банкротства предприятия не выработана политика применения процедур, необходимых в деле о банкротстве стратегических объектов, не представлена кандидатура арбитражного управляющего, суд переносит заседание о рассмотрении заявления о банкротстве данного объекта до принятия кредиторами соответствующего решения.

Если нет оснований для отложения дела, суд выносит решение о проведении финансового оздоровления стратегического предприятия, при наличии поданных ходатайств учредителей или собственника об этом.

Вырабатывается стратегия выхода из финансового кризиса, путем предоставления государственных гарантий и разработки графика ликвидации задолженностей. Указанный график должен содержать срок не более одного месяца на ликвидацию долгов и выполнения обязательств с момента вынесения судом решения по оздоровлению предприятия.

Этапы проведения

В ситуации с вероятным крахом стратегических организаций алгоритм процедуры признания финансовой несостоятельности формируется по общей схеме и включает такие шаги:

  1. Наблюдение. На этом этапе выполняется анализ текущей ситуации и составляется план выхода из кризиса.
  2. Экономическая санация. Указанная стадия действует при подаче соответствующего ходатайства собранием кредиторов и предполагает «вливание» дополнительных средств. Если такого прошения нет, суд откладывает рассмотрение спора. Когда дело не терпит отлагательств, меры финансового оздоровления принимаются по запросу должника. В иных случаях суд выносит вердикт об этапе внешнего управления.
  3. Контроль извне. На этом этапе назначается финансовый поверенный, который руководит оздоровлением экономики предприятия. Причем план на проведение такого менеджмента направляется ответчику минимум за 15 суток до начала слушания дела. Нарушение этого условия дает право подачи ходатайства должником о получении бюджетных средств.
  4. Конкурс. Такая мера считается крайним шагом и означает ликвидацию актива должника путем реализации собственности этой фирмы на открытых торгах. Подобный шаг считается редкостью в рассматриваемых обстоятельствах. Исключением тут становится лишь инициатива Правительства.

Как видите, рассматриваемая операция банкротства, с точки зрения единой государственной политики, предусматривает предоставление компании шанса на выравнивание финансовой ситуации. Разберемся с отдельными нюансами описанных шагов.

https://youtube.com/watch?v=5FqMwBUdzy0

Мировая договоренность

При достижении сторонами компромисса, законодательство предполагает заключение соглашения о реструктуризации платежей. В таких ситуациях погашение финансовых обязательств должника гарантируется государством. Реструктуризация допускает выбранную сторонами форму возврата средств: отсрочку, перераспределение суммы, увеличение сроков расчета.

Учитывая, что в ситуациях, когда задолжавшая фирма выполняет задачи по государственному оборонному заказу, кредиторы не заинтересованы в банкротстве такой компании. По указанной причине мировая договоренность становится приемлемым для участников конфликта исходом, если должник готов выполнить экономические обязательства.

Условия для внешнего управления

В ситуациях, когда суд постановил решение о переходе компании под внешнее руководство, составляется стратегия действий по восстановлению платежеспособности предприятия.

Этот план утверждается и кредиторами, и должником. Причем в подобных ситуациях исключаются пункты, которые касаются собственности задолжавшего контрагента, предназначенной для выполнения работ по договору.

Сделки, связанные с реализацией предприятия, отчуждением и арестом недвижимости, распоряжением активом, чья доля составляет свыше 5% балансовой стоимости, запрещены.

Кроме того, тут недопустимой мерой становятся запросы о получении ссуды или выдача кредита должником, заключение договора уступки права требования или соглашения о переводе долга.

Здесь не удастся отчуждение акций и выделение доли организации. Кроме того, временный управляющий соблюдает заключенные ранее контракты, касающиеся государственных заказов. Этот человек не вправе распоряжаться на собственное усмотрение имуществом конторы, участвующем в реализации задач перед государством.

Правила конкурсного производства

Теперь разберемся с нюансами проведения торгов. Законодательство устанавливает открытый аукцион в ситуациях, когда дело доходит до распродажи имущества стратегических организаций. Однако работа, связанная с обороноспособностью страны требует проведения закрытого аукциона при реализации соответствующего актива фирмы.

Здесь к участию допускаются лишь лица, которые вправе легально использовать подобную собственность. Приоритет в рассматриваемых обстоятельствах получает Российская Федерация. Кроме того, государству отводится месяц, чтобы перекупить частное предприятие у победителя торгов. Причем тут покупатель обязуется выполнить контракты должника и применять приобретенное имущество по назначению.

Причем в случае с продажей государственного предприятия соответствующий орган власти заключает с новым исполнителем договоренности о выполнении обязательств должника.

Нарушение таких соглашений чревато расторжением договора о купле-продаже предприятия по ходатайству государства. Такие дела рассматривает Арбитраж. Результатом здесь становится переход такого имущества в Федеральную собственность.

Застройщик

Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.

В целях защиты интересов дольщиков, а также из-за специфики данной сферы деятельности, законодатель предусмотрел специальные правила.

Особенности:

  • Для защиты прав пострадавших есть особый контролирующий орган — “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”. Среди его полномочий:
    • инициировать процедуру без решения суда на руках;
    • участвовать в судебных процессах;
    • проводить аккредитацию арбитражных управляющих;
    • в рамках судебного дела оспаривать сделки застройщика;
    • делать выплаты гражданам из компенсационного фонда;
    • участвовать в собраниях кредиторов.
  • Ускоренный порядок рассмотрения дела: отсутствуют наблюдение, финансовое оздоровление.
  • Сразу утверждается конкурсное производство сроком на один год с возможностью продления еще на шесть месяцев.
  • Повышенные требования к кандидатуре конкурсного управляющего;
  • Досудебный порядок предъявления денежных требований к должнику, а также требований о включении в реестр требований о передаче жилых помещений:
    • запросы направляются конкурсному управляющему;
    • он рассматривает их в тридцатидневный срок;
    • выносит решение о включении в реестр или об отказе во включении;
    • на основании решения дольщик уже может подавать заявление в суд;
  • Особый механизм финансирования для завершения строительства объектов;
  • Рассмотрение дела может быть перенесено по месту нахождения объекта строительства или по месту жительства (нахождения) большинства дольщиков.

Несостоятельность застройщика — “больной” вопрос для тех, кто приобрел у этой компании жилье. Что делать дольщику, если застройщик обанкротился, как взыскать неустойку по ДДУ

Для правильного понимания частной ситуации, увы, общей информации недостаточно. Не лишним будет задать вопрос юристу во время  юридической консультации. Благодаря помощи адвоката по банкротству можно спланировать свои действия наиболее эффективно, в рамках тех обстоятельств, с которыми столкнулась ваша компания.

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

2. Понятие градообразующей организации

Роль градообразующих предприятий в экономической и социальной жизни населенного пункта может быть очень велика, что объясняется следующим. Во-первых, на градообразующих предприятиях занято большое количество работников. Их высвобождение в случае закрытия предприятия приводит к резкому увеличению количества безработных, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия аналогичных рабочих мест. Во-вторых, многие градообразующие предприятия финансировали объекты жилищно-коммунального хозяйства и объекты социальной сферы (детские сады, санатории и пр.). В случае их банкротства эти объекты также остаются без финансирования, что еще больше усугубляет напряженность.

Статус градообразующей организации определен в ст. 169 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Такой статус получают:

1) юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

2) также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Необходимо отметить, что требования к статусу градообразующих организаций с течением времени изменялись

Таблица 1

Сравнительная характеристика порядка определения статуса градообразующей организации

Показатель

Постановление Правительства 1994 г. Федеральный закон «О банкротстве» 1998 г. Федеральный закон «О банкротстве» ото 26.10. 2002.
Число работающих в % к численности работающего населения Не менее 30% Численность работников с учетом членов их семей составляет 50% Не менее 25%
Численность работников Требования не установлены Не менее 5 тыс. Не менее 5 тыс.
Объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры Обслуживающие не менее 30% населения города Требования не установлены Требования не установлены

Решение вопроса об отнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.

Последствия банкротства предприятия

Последствия банкротства предприятия делятся на (1) негативные и (2) позитивные.

Негативные заключаются в финансовых потерях кредиторов, необходимости увольнения нанятых работников, денежных и временных затратах, ослаблении соответствующего звена народного хозяйства.

Невзирая на множество негативных последствий банкротства, в этом процессе можно найти и положительные стороны:

  1. Появление возможности организации нового, более надежного, продуманного и эффективного бизнеса;
  2. Выплата всех налоговых обязательств;
  3. Отстранение неквалифицированного, не способного эффективно управлять руководства;
  4. Максимально возможное удовлетворение требований кредиторов.

Иные процедуры банкротства, действующие для стратегических объектов

Процедура внешнего управления проводится в случае вынесения об этом решения суда. С этого момента, управляющий обязан выполнить обязательство в предоставлении плана по управлению стратегическим объектом собранию кредиторов.

Внешнее управление может предполагать:

  • Сделки по отчуждению предприятия
  • Продажа или внесение в качестве залога недвижимости
  • Распоряжаться имуществом, стоимость которого превышает пять процентов от всех активов
  • Заключение займов, поручительство, доверительного управления в отношении имущества
  • Реализация акций, долей предприятия

Однако управляющий не может решать вопросы по отчуждению имущества, предназначенного для передачи по оборонному заказу государства, например, оружия, боеприпасов, боевой техники. Продажа имущества должника происходит путем объявления открытых торгов.

При установлении конкурсного производства стратегическим объектом, реализация имущества, имеющего стратегическое значение, происходит по правилам, установленным законом.

Как протекает банкротство стратегических предприятий и организаций

Правительство и законы

Недопущение банкротства предприятий стратегического направления относится к обязанности Правительства, для чего:

  • на регулярной основе проводится учет и анализ их финансового состояния;
  • осуществляется реорганизация;
  • производится погашение задолженностей, связанных с несвоевременной оплатой заказов, за счет бюджетных средств;
  • выполняются меры по реструктуризации долгов;
  • оказывается содействие в осуществлении реструктуризации задолженности, имеющейся перед кредиторами;
  • проводится досудебная санация;
  • определяются инструменты для предупреждения банкротства.

Процедура банкротства предприятий данной категории осуществляется на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Учитывая специфику данной процедуры и дополнительные требования, предъявляемые к процедуре и участникам, Правительством РФ разрабатываются и принимаются постановления, которые регламентируют процесс банкротства.

Решения суда

Уже на первом собрании кредиторов должен быть разрешен вопрос о применении к должнику одного из видов процедур, связанных с банкротством. Отсутствие такого решения позволяет суду отложить рассмотрение дела, а при невозможности таких действий, принять самостоятельное решение по определению способа финансового оздоровления предприятия.

Суд вправе ввести процедуру внешнего управления в том случае, если такой способ может повлиять на восстановление платежеспособности должника, о чем свидетельствует документ, предоставленный со стороны федерального органа.

В тех случаях, когда оснований для назначения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления нет, судом принимается решение, согласно которого должник признается банкротом.

Признание банкротства стратегического предприятия является основанием для открытия конкурсного производства

Меры по предупреждению

Предупреждение банкротства предприятий и организаций стратегического назначения относится к компетенции Правительства РФ. Со стороны Правительства РФ на постоянной основе осуществляется учет и анализ показателей деятельности таких предприятий, что позволяет контролировать их платежеспособность.

Отсюда вы сможете узнать, как подать физическому лицу на банкротство самостоятельно.

Государство в лице Правительства участвует в процедуре реструктуризации задолженности таких предприятий, в том числе и путем предоставления гарантий.

В отношении предприятий, находящихся на начальных этапах несостоятельности, применяется досудебная санация. 

Этапы признания несостоятельности организации

Если речь идет о градообразующих предприятиях, то основными становятся стадии финансового оздоровления и внешнего управления, которые могут отсутствовать при стандартном банкротстве юридических лиц.

Этап наблюдения включает анализ деятельности организации

Особое внимание будет обращено на законность действий руководства или учредителей компании. Арбитражный управляющийпроверит наличие или отсутствие сомнительных сделок и т.д

В случае доказательства вины руководства или учредителей в ухудшении финансовых показателей предприятия они будут привлекаться к административной или даже уголовной ответственности, в зависимости от степени нарушений.

Стадия финансового оздоровления становится в данном процессе ключевой, поскольку она дает возможность восстановить платежеспособность компании и избежать ее банкротства. Наиболее часто выделяются дополнительные средства из регионального или федерального бюджета, которые позволяют вывести компанию из кризиса. Может применяться реструктуризация организации – например, некоторые филиалы будут отделены в самостоятельные компании. Максимальная продолжительность этапа составляет 24 месяца, но применительно к данной категории предприятий, он может быть продлен.

Стадия внешнего управления тоже важна при оформлении процедуры, поскольку она подразумевает продажу части имущества и увольнение некоторых сотрудников, но при этом действия внешнего управляющего не сказываются на финансовых показателях организации. Банкротство градообразующих предприятий на этой стадии можно предотвратить, продавая убыточные филиалы.

Предупредительные меры банкротства стратегических объектов

Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:

  • Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
  • Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
  • Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
  • Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
  • Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
  • Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
  • Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству

Финансовые организации

Виды:

  • Кредитные;
  • Страховые;
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании инвестиционных фондов и т.п.;
  • Клиринговые компании;
  • Кредитные кооперативы;
  • Микрофинансовые организации.

Кредитные организации

Кредитные организации — предприятия, имеющие лицензию на осуществление банковских и кредитных операций.

Особенности:

  • Если у банка снижены нормативы по одному из показателей, установленных Центробанком, и возникает риск неплатежеспособности, то до отзыва лицензии могут быть применены меры по предотвращению банкротства:
    • финансовое оздоровление (во внесудебном порядке): помощь учредителей, внесение изменений в структуру активов/пассивов, организационную структуру, увеличение размера уставного капитала и т.п.;
    • временная администрация, назначаемая Центробанком из числа своих сотрудников, срок управления — полгода с возможностью продления максимум до восемнадцати месяцев;
    • реорганизация в форме слияния или присоединения по требованию Банка России.

В случае, если попытки по стабилизации финансового состояния не увенчались успехом, инициируется процедура банкротства. Заявление принимается судом при условии, что задолженность составляет не менее 1000 МРОТ в течение минимум 2 недель.

Размер МРОТ — величина не постоянная, поэтому  уровень критической задолженности рассчитывается на момент подачи заявления.

Дело может быть начато только после того, как Банком России  будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Суд признает должника банкротом и открывается конкурсное производство, назначается арбитражный управляющий.

  • Процедура ограничивается только конкурсным производством;
  • В случае с кредитной организацией не применяются: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение;
  • Если банк работал только со средствами юридических лиц, то арбитражный управляющий может быть аккредитован только Банком России.

Страховые организации

Страховые организации — коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие страховую деятельность.

Причины банкротства:

  • неверная оценка рисков перед подписанием договоров;
  • высокий процент страховых случаев;
  • недостаточный капитал компании;
  • неквалифицированные сотрудники и менеджмент;
  • мошенничество персонала или клиентов;
  • несоответствие размера страховых платежей и выплат по страховкам.

Особенности:

  • Заявление в суд подается:
    • налоговой службой или иной государственной структурой, которой подотчетна страховая компания;
    • временная администрация.
  • Этапы: наблюдение, внешнее управление.
  • Если происходит продажа страхового предприятия, то право преимущественного выкупа предоставляется только другой страховой компании, которая отвечает определенным требованиям:
    • иметь те же лицензии, что и должник;
    • иметь такие же финансовые средства.

Специальная процедура обусловлена тем, что в случае банкротства страховых компаний имеет место правопреемство не закрытых договоров страхования.

  • Имущество продается на торгах;
  • Очередность требований устанавливается следующая:
    • Договоры обязательного и личного страхования;
    • Обязательное страхование;
    • Полные договоры страхования;
    • Все остальные.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий