Поиск

Политическое убежище

Статус беженца в ЕС

Россиянам чаще всего удаётся получить статус беженца или политическое убежище в Польше, Германии и Франции. Далее в рейтинге гостеприимства по отношению к нашим соотечественникам идут Австрия, Бельгия, Швеция, Литва, Хорватия, Исландия. Подавляющее большинство украинцев обращается за помощью к Польше, некоторые пытаются получить убежище в Германии, Швеции и других странах.

Большинство украинцев обращаются за предоставлением статуса беженца к Польше

Преимущества

Пребывание на территории одной из стран Евросоюза в качестве беженца имеет ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых:

  • минимум подготовки к переезду, т. е. нет необходимости специально готовить множество подтверждающих документов, доказывать наличие средств к проживанию, демонстрировать знание языка и т. д.;
  • возможность подать запрос сразу после пересечения границы государства и право пользоваться определёнными льготами сразу после подачи ходатайства в процессе ожидания решения миграционных служб;
  • право на социальный пакет, включающий, как правило, денежное пособие, медицинское обслуживание, коммунальные услуги и т. п.;
  • конфиденциальность информации о заявителе:
  • отсутствие требования выхода из предыдущего гражданства;
  • возможность перевезти с собой членов семьи;
  • возможность в будущем получить гражданство одной из стран ЕС.

Таблица: размер пособия беженцам в разных странах Европы

СтранаРазмер пособия на человека в месяц, евро
Германия385,00
Франция343,20
Испания51,60
Люксембург225,00
Австрия120,00
Бельгия350,00
Латвия256,00
Литва265,20
Финляндия316,00

Недостатки

К минусам статуса беженца можно отнести не всегда доброжелательное отношение местных жителей к прибывшим иностранцам, а также большую вероятность получить отказ. Например, если украинец просит убежище в Польше на основании невозможности проживания в своей стране, охваченной вооружённым конфликтом, ему могут предложить поселиться в одном из регионов Украины, расположенном вдали от боевых действий. В общем случае претендент на статус беженца в одной из европейских стран может попасть под действие так называемой дублинской процедуры, в соответствии с которой ответственность за предоставление защиты переносится на другое государство. Например, если соискатель прибыл в Германию наземным транспортом через Польшу, то и убежище ему могут предоставить в Польше, а не в Германии.

Пребывание в статусе беженца даёт иностранцу ряд неоспоримых преимуществ

К другим недостаткам можно причислить отсутствие возможности легально трудоустроиться сразу после подачи ходатайства на получение статуса. В большинстве стран разрешение на работу можно получить только после принятия решения о присвоении беженства, в некоторых такое разрешение выдаётся через определённый промежуток времени: в Германии — через 3 месяца, в Бельгии и Италии — через полгода ожидания. Получить легальную работу сразу после подачи запроса можно в Греции, Дании, Норвегии.

Ещё одним минусом является невозможность повторной подачи ходатайства в случае получения отказа. Чтобы обратиться к властям одного из европейских государств с ходатайством о предоставлении защиты второй раз, необходимо привести чрезвычайно убедительные доказательства изменения ситуации на родине, в связи с чем появилась угроза личной безопасности.

Система квот

Для равномерного и справедливого распределения миграционной нагрузки между всеми европейскими государствами была принята система квот, в соответствии с которой каждая из стран должна принять определённое количество беженцев. Сегодня такая система работает с большими перебоями, т. к. многие страны отказываются принимать у себя требуемое количество беженцев или всячески препятствуют проникновению на свою территорию иностранных мигрантов. Оплотом европейской толерантности продолжает оставаться Германия во главе с канцлером Ангелой Меркель.

Для равномерного распределения беженцев по странам ЕС принята система квот

Цена вопроса

Даже фотографирование аппликанта производится за счёт государства. Предполагается, что у беженца ничего с собой нет. Тем не менее многие фирмы-посредники предлагают свои услуги по гарантированному получению их клиентами статуса беженца. Цены подобных компаний различны, но они довольно высоки и доходят до 10 тыс. долларов на семью. Посредники аргументируют стоимость своими знаниями европейского иммиграционного законодательства и опытом в этой области.

Но никто и никогда не может дать стопроцентной гарантии. На положительное решение Home Office в состоянии повлиять только королева или премьер-министр. Коррупция в британских госучреждениях приближается к нулю. Поэтому попытка ускорить решение и повлиять на него методами, привычными для стран СНГ, однозначно приведёт к депортации. В худшем случае — помещением в британское исправительное учреждение.

Поэтому именно на мигранта возлагается принятие решения о самостоятельном получении статуса беженца или задействовании посредников.

Иммиграция в Великобританию требует принятия серьёзного и основательного решения. В связи с последними событиями и чётким намерением страны покинуть ЕС, законы Евросоюза в Соединённом Королевстве остановят своё действие. Иммиграция в Великобританию может значительно усложниться, став уделом избранных. Ситуация же на день сегодняшний требует тщательного изучения иммиграционных правил и законов Соединённого королевства. Это поможет в принятии решения и значительно упростит его реализацию.

Статистика о беженцах в Европе

Проблемы, связанные с наплывом беженцев в Европу, продолжают оставаться в фокусе внимания большинства европейских политиков, социологов, представителей общественности. Это говорит о том, что миграционный кризис пока не преодолён, несмотря на усилия, предпринимаемые лидерами ведущих европейских государств. Статистика, которую демонстрируют на общеевропейских и мировых форумах и конференциях представители различных информационных агентств, а также правозащитники и специалисты в вопросах миграции, говорит о том, что число иностранцев, прибывающих в развитые европейские страны, по состоянию на начало 2017 года не уменьшается. На последнем экономическом форуме, ежегодно проводимом в швейцарском Давосе, была подтверждена тенденция к миграционному росту в странах ЕС и других европейских государствах.

Число иностранцев, прибывающих в развитые европейские страны, не уменьшается

Согласно данным агентства Eurostat, 2016 год стал рекордным по количеству поданных запросов на статус беженца в Германии, Италии, Франции, Греции. В таких странах, как Австрия, Швеция, Швейцария, Великобритания, Нидерланды пик прошений пришёлся на 2015 год. Следует помнить, что эти цифры показывают только количество официальных обращений в миграционные службы и не отражают полной картины с беженцами. Число так называемых нелегалов, прибывших в Европу с 2014 года, существенно отличается от официальной статистики: так, агентство Frontex, отвечающее за безопасность границ стран ЕС, утверждает, что только в 2016 году было зафиксировано около полумиллиона незаконных пересечений границ Евросоюза. Большинство нелегалов стремится попасть в Европу из стран Ближнего Востока и севера Африки. По данным этого же агентства, пограничным службам удалось несколько сократить поток незаконных мигрантов: в 2015 году попыток нелегально проникнуть в Европу было больше миллиона.

Самое большое количество беженцев принимает Германия

Таблица: число иностранцев, попросивших убежище в Европе (по данным Eurostat), человек

Страна2016 год2015 год2014 год
Германия745 155476 510202 645
Италия122 96083 54064 625
Франция84 27076 16564 310
Греция51 11013 2059 430
Австрия42 25588 16028 035
Великобритания38 78540 16032 785
Швеция28 790162 45081 180
Нидерланды20 94544 97024 495
Швейцария27 14039 44523 555

Отношение к беженцам

Несмотря на заявления лидеров стран ЕС о необходимости толерантного отношения к беженцам, общественное мнение в большинстве европейских стран всё чаще склоняется в сторону негативного отношения к мигрантам из Азии, Африки и Восточной Европы. В ряде случаев этому есть вполне логичное объяснение: прибывающие иностранцы в большинстве случаев являются носителями другой культуры и религии и не всегда бывают готовы к интеграции в новые социальные условия. Помимо этого, многие европейцы опасаются, что вместе с неконтролируемым потоком мигрантов на континент могут проникнуть представители террористических и экстремистских организаций. Учитывая растущее число терактов в разных европейских странах, такие страхи можно считать вполне обоснованными.

Многие европейцы негативно относятся к мигрантам из Азии, Африки и Восточной Европы

Некоторые страны, например, Чехия, отказываются принимать у себя беженцев даже под угрозой применения санкций: из определённых квотой полутора тысяч человек Чехия приняла в качестве беженцев только 12 иностранцев, и на этом процедура пока приостановлена. Власти страны объясняют свои действия нежеланием прибывающих содействовать миграционным службам в вопросах оформления статуса беженца и отсутствием возможности детально проверить историю каждого из претендентов.

Инциденты с участием мигрантов возникали в Швеции, Франции, Германии. Россиян, украинцев и граждан других стран бывшего СССР среди претендентов на статус беженца в Евросоюз меньше 1%. Положительных ответов на запросы наших бывших сограждан — около 25%: так, из 18 385 прошений, поданных россиянами в 2015 году, на 4 505 были даны положительные ответы.

Что такое политическое убежище и зачем оно нужно

Институт современного международного и внутригосударственного права определяет политическое убежище как некое право человека, не являющегося гражданином определённой страны, находиться длительное время на её территории и пользоваться защитой её законодательства.

Нередко людям, вынужденным просить политического убежища, доводится сталкиваться с целым рядом трудностей, начиная с банального пересечения границы и заканчивая длительным сбором нужных документов

Кто может попросить о политическом убежище

Согласно Всеобщей декларации прав человека, а также Женевской конвенции 1951 года, политическое убежище предоставляется гражданину другого государства в случае его преследования на территории страны, в которой человек проживал ранее. Убежище служит способом защиты физического лица от разного рода гонений на родине по некоторым причинам:

  • по религиозной принадлежности;
  • по ориентации;
  • по политическим взглядам;
  • по признакам расы и национальности;
  • по социальной позиции.

Однако процедуры в разных странах могут несколько отличаться. К слову, некоторые государства вообще не выделяют политических беженцев как отдельную категорию вынужденных переселенцев (например, Германия).

Обратите внимание, что для предоставления заявителю политического убежища порой мало свидетельств ущемления его прав со стороны отдельных местных органов власти. Заинтересованное лицо должно иметь доказательства того, что он преследуется властью или общественностью в целом и не может избежать притеснений и опасностей на территории родного государства

Права беженца

Получение убежища даёт право заявителю получать финансовую и гуманитарную помощь от государства в виде еды и одежды, а также какое-то время проживать в специально созданных лагерях на его территории. Политическое убежище спустя определённый срок позволяет подавать заявление на получение вида на жительство, даёт право заявителю официально трудоустраиваться и получать помощь от государства, принявшего беженца, в виде всевозможных пенсий и пособий (если такие предусмотрены государством). Как правило, заявитель также имеет право привезти в страну своих родственников, то есть супруга/супругу и детей, которые не достигли совершеннолетия.

Примеры истории на предоставление политического убежища в Америке

История играет существенную роль в процессе получения убежища. От того, насколько она логично и правдоподобно выстроена, зависит большая часть успеха. Следует помнить, что читать легенду будет живой человек, поэтому излагать ее нужно легко, без сложных и запутанных фраз и предложений.

История, как и любое литературное произведение, должна подчиняться определенной структуре:

  1. Вступление. Эта часть содержит пояснения к общей ситуации в стране и подводит к наличию предпосылок к преследованиям.
  2. Описание событий. Включает выстроенные в хронологическом порядке опасные события из жизни заявителя и его родственников с указанием конкретных дат, персональных данных участников и фактов притеснения или унижения.
  3. Кульминация. Определяет наивысшую точку напряжения, ставшую толчком к принятию решения о поиске защиты на стороне и запросу политического убежища в США.
  4. Заключение. Подводит итог к сказанному и конкретизирует причины, заставившие претендента покинуть родину.

У каждого соискателя должна быть собственная история. Воспользоваться чужим примером или списать, как сочинение в школе, нельзя. Например, недавний иммигрант Константин Боровой попросил убежища в США, основав свою историю на фактах слежки и притеснений со стороны российских властей за политические убеждения. Но, составляя собственную легенду, соискатель может изучить примеры историй людей, уже прошедших процедуру легализации.

Как получить статус беженца во Франции

Попросить убежище во Франции можно при пересечении границы или уже во время нахождения в стране. Прибыть можно легально (по визе) или нелегально. В первом случае поселят в гостиницу. Приехавшему законно предоставляется возможность свободно передвигаться по стране. При незаконном пересечении французской границы мигрант попадает в специальный центр по содержанию беженцев, в котором передвижение ограничено.

Заявление подаётся в префектуре, если заявитель уже находится в стране. Первоначально аппликанту оформляется карточка с фотографией и личными данными, которая является разрешением на пребывание во Франции. Срок её действия первоначально составляет одну неделю, затем подлежит продлению на один месяц, далее — ещё на три. Срок будет продлеваться до окончательного решения властей.

Из-за массового наплыва мигрантов на приём по вопросам предоставления убежища попасть бывает непросто

Размещение

После подачи прошения о предоставлении статуса беженца лицом, которое прибыло во Францию легальным путём, ему предоставляется гостиница сроком на неделю, а затем отдельное жильё (из расчёта минимум 20 м2 на человека). Через полгода можно рассчитывать на получение места в семейном общежитии. После присвоения статуса беженец вправе получить отдельную квартиру с двумя — тремя комнатами и платить за неё минимальную квартплату.

При нахождении в специальном центре для беженцев положено питание и медицинская помощь, можно бесплатно изучать французский язык и получать предметы личной гигиены. Также государство компенсирует одноразовую покупку одежды.

Вынужденные мигранты из стран СНГ, как правило, проживают не в специальных центрах для беженцев, которые рассчитаны на гостей из африканских и ближневосточных стран.

Необходимые документы

Пакет документов для предоставления статуса беженца минимален:

  • документ, удостоверяющий личность. Это может быть заграничный или внутренний паспорт, водительские права;
  • четыре цветные фотографии паспортного формата на матовой бумаге, без уголков, на светлом фоне;
  • документальное подтверждение наличия родственных отношений с прибывшими вместе с аппликантом членами его семьи;
  • заявление на получение статуса беженца;
  • корректно заполненная анкета.

Документы заполняются на французском или английском. При незнании аппликантом этих языков, ему будут предоставлены услуги бесплатного переводчика.

Прохождение интервью

После подачи прошения вынужденному мигранту следует пройти интервью с офицером иммиграционной службы Франции по делам беженцев. Эта процедура очень важна для последующего принятия решения. Интервью проходит с помощью переводчика, если мигрант не владеет французским или английским. Офицер должен выяснить биографию претендента, причины, побудившие его оставить родину, а также обстоятельства его прибытия на французскую территорию. Целью является определение уровня объективности и степени реальной или мнимой угрозы жизни и безопасности мигранта. Офицер по делам беженцев составляет отчёт о проведённом собеседовании.

Дети старше четырнадцати лет также проходят некое подобие интервью, отвечая на несложные вопросы. Супругам разрешено присутствовать при интервьюировании друг друга, при этом не корректируя и не уточняя ответы партнёра.

В процессе интервью обязательно ведётся протокол, который подписывается после прочтения аппликантом и офицером.

Каждый потенциальный беженец должен пройти интервью с иммиграционным офицером

Далее будут собеседования в иммиграционной службе и, возможно, в суде. При этом европейские иммиграционные чиновники свято чтят букву законов и положений Женевской конвенции. Они чётко определяют, кто имеет право на получение статуса беженца, а кто нет. Попытка дать взятку офицеру чревата серьёзными последствиями — от проведения нескольких лет во французском исправительном учреждении до немедленной депортации из страны.

Сроки рассмотрения

Европейское иммиграционное законодательство предусматривает максимальный срок рассмотрения дела о предоставлении статуса беженца в течение 150 дней. Он может быть и гораздо меньшим, в зависимости от загруженности иммиграционных служб по делам беженцев. Бывают случаи, когда рассмотрение дела потенциального беженца затягивается на срок больше года. После года ожидания сумма выплачиваемого пособия уменьшается вдвое.

В каких случаях могут отказать в убежище в Германии

По статистике беженцы делятся на легальных, и нелегальных – Германское Правительство принимает заявки от каждого и проводит тщательное расследование. В последние годы выдано самое большое количество отказов за всю историю немецкой гуманности. Если проанализировать ситуацию русских мигрантов, то нашим в политическом убежище отказывают довольно часто. Самые распространенные причины: в отсутствии доказательства, недостаточности материалов, недостоверности информации. Все это свидетельствует о ложном пути политубежища с целью иммиграции в Европу.

В некоторых историях люди относят себя к группе меньшинства, тем самым надеются получить снисхождение в ФРГ. Другие называют политику России дискриминационной с нарушением социальных прав, но такие объяснения вряд ли зачтутся. Даже гражданская война не всегда является поводом получения политического убежища. В последнее время на политубежище претендуют российские политики, бизнесмены, журналисты. По-видимому, такие люди нужны раз им часто дают убежище.

Не смогут приобрести статус Asylberechtigt россияне с судимостью и уголовной ответственностью. Если вина доказана, то миграционные дела таких лиц редко рассматриваются в Германии. Некоторым помогают грамотные адвокаты или посредники, но сегодня немецкие ведомства выставляют большие штрафы и привлекают к Суду всех нарушителей закона.

Согласно международным данным, с 2018-2019 годы, в Германии получили отказ в убежище 247 000 человек, в основном приехавшие из Албании, Сербии, Нигерии, Грузии, России, Украины, Ближнего Востока. Такой факт свидетельствует о депортации мигрантов: уже в первой половине 2019 года выслано 11 500 иностранцев, дальше планируют поехать домой 15 000 человек. На основании Дублинского Соглашения передано 4 200 человек для получения убежища в других европейских государствах. Еще остается 191 000 человек, которые ждут своей очереди на выселение из ФРГ.

Законодательная база

Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.

Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.

Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.

Обратим внимание, что еще в 2015 году ФМС разработала проект ФЗ о политическом убежище. Данным документом предлагалось собрать воедино и упорядочить основания и порядок предоставления гуманитарных статусов, регламентировать порядок создания центров временного размещения, закрепить единым документом права и обязанности лиц, находящихся в поисках укрытия на территории РФ, а также такие новеллы, как «очевидно необоснованное заявление о предоставлении убежища» и «заявление, носящее характер злоупотребления»

Однако по прошествии двух лет документ так и не был принят.

Лица, претендующие на политическое убежище

Основания для предоставления политического убежища закреплены нормами п. 2 Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно ему, убежище может быть предоставлено иностранцу или апатриду, который ищет укрытия за пределами страны своей принадлежности или пребывания в силу преследования или обоснованной угрозы стать жертвой преследования, которое обусловлено общественно-политической деятельностью и убеждениями.

При этом политическое убежище может быть предоставлено лицу, преследуемому лишь за те убеждения и общественные позиции, которые не противоречат демократическим принципам, и лишь в том случае, если преследование прямо направлено на это лицо, то есть не имеет массового характера.

Обратим внимание, что убежище предоставляется всем членам семьи лица, которое получает укрытие, если они согласны с поданным им прошением. Согласие от малолетних лиц не требуется

Кому не предоставят убежище

Пунктом 5 Положения определен перечень лиц, которым право политического беженца не может быть предоставлено. В число таких субъектов входят лица:

  • преследуемые за деяния, квалифицируемые в РФ как преступление или противоречащие принципам ООН;
  • привлекаемые или привлеченные к уголовной ответственности на территории РФ;
  • прибывшие в РФ с территории страны, в которой им не грозят преследования;
  • прибывшие в РФ из страны, имеющей развитые демократические институты;
  • прибывшие в РФ из стран, с которыми у РФ безвизовый режим;
  • предоставившие неправдивые сведения;
  • имеющие гражданство третьей страны, где это лицо не преследуется;
  • не желающие вернуться в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанным с политическими преследованиями.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий